{форум}
МОСКВА ФОРУМ
Текущее время: 16 окт 2018, 06:30

Часовой пояс: UTC - 12 часов


Высота и ширина HTML таблицы, пример
Политика
$('#s1').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });
Экономика
$('#s2').cycle({fx: 'scrollDown',
sync: 0, delay: -2000});
Новости Москвы
$('#s3').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });

Правила форума


При копировании материалов форума активная ссылка обязательна.Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Московский торг.
СообщениеДобавлено: 18 ноя 2012, 08:44 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 20:59
Сообщений: 183
История Москвы.Археология. Первые поселения Москвы. Славяне. Московский детинец,посад,торг. Московский посад. Заречье,3аяузье,Занеглименье. Городское хозяйство Москвы. Дома и усадьбы Москвы. Домашний быт Москвы. Московский торг.

ТОРГ
«Горою и водою». Купцы и «гости». «Что в Москве в торгу, то бы у тебя в дому!». Красная площадь.


Появление городов на Руси связано с развитием ремесла. Но возникнув как ремесленное поселение среди сельской округи, город с самого начала не может существовать без обмена. Правда, городские жители не сразу полностью порывают с сельским хозяйством; у них еще есть свои поля, огороды, скот (так же как и деревенское ремесло не прекращается с появлением городов), но этого мало. Город нуждается в дополнительном подвозе сельскохозяйственных продуктов, равно как и в рынке сбыта для своих ремесленных изделий. Поэтому наиболее тесные и важные для города торговые связи существовали между ним и окрестными деревнями и селами, для которых он был местным ремесленным и торговым центром. Размеры этой округи, непосредственно связанной с городом, сначала были невелики, радиус ее не превышал примерно 50 км.

Нужно помнить, что при феодализме господствует натуральное хозяйство, которое производит для себя само основные продукты договор князя Владимира Святославича с волжскими булгарами, в котором говорилось; «...а болгарам все их товары продавать во градех купцам и от них купить, что потребно, а по селам не ездить, тиуном, огневщине и смерди не продавать и от них не купить».

Это условие преследовало совершенно определенные цели, оно защищало интересы как князя, так и местных купцов. Только при торговле в городе можно было организовать сбор пошлин в пользу княжеской казны; с другой стороны, местные купцы, перепродавая привозные товары, могли получить неплохой барыш.

Москва не была исключением среди других русских городов, и торговля ее имела тот же характер. Город был довольно удобно расположен на водных путях, а потом к нему протянулись и сухопутные дороги.

«ГОРОЮ И ВОДОЮ»
В древности основными путями сообщения были большие и малые реки. Спускаясь и поднимаясь по рекам и их притокам, можно было попасть из одного города в другой, доплыть до соседнего княжества или даже уйти за пределы русских земель.

Конечно, не все реки соединяются между собой. Но в верховьях речек, близко подходивших друг к другу, ладьи вытаскивали на берег и волокли «волоком» по суше до другой реки. В книге шведского географа XV в. Олая Магнуса есть забавная картинка, изображающая подобный волок. На заднем плане — шатры, возле которых купцы вывесили для просушки свои отсыревшие во время речного путешествия пожитки. На переднем — слуги перетаскивают лодку из одной реки в другую. Правда, на этой гравюре тащить им недалеко — всего несколько метров, может быть поэтому они и идут на носках, почти балетной походкой. На деле же все обстояло гораздо сложнее — волоки иногда тянулись на десятки километров.

Хотя подробных географических карт тогда не было, места, где верховья рек наиболее близко подходят друг к другу, были хорошо известны. Возле таких волоков вырастали города, иногда сохранявшие и позже в названии слово «волок».

Изображение
Четыреста лет назад шведский географ Олай поместил в своей книге рисунок, изображающий волок.
Они найдены недалеко от Москны-реки или ее притоков. Это не значит, что в IX в. здесь обязательно побывали купцы из среднеазиатского города Мерва (теперь город Мары Туркменской ССР) или армянского города Арменга, где от имени арабских халифов чеканены эти монеты. Они могли пройти много рук, прежде чем попали на московскую территорию, но о каких-то древних связях они, безусловно, свидетельствуют.

А с тех пор, как на левом берегу Москвы-реки у впадения в нее Неглинной вырос городок, Москва-река превратилась в оживленную магистраль. По ней подвозили и сельскохозяйственные продукты из окрестных сел и товары более далекого происхождения. Все это выгружали на пристани, которая находилась ниже Кремля, в районе современного Зарядья. Место ее можно определить довольно точно. Она находилась там, где высокий берег отходит от реки, образуя довольно просторную площадку. Тут еще в прошлом веке стояла старая церковь Николы Мокрого, давшая название теперь исчезнувшему Мокринскому переулку. «Святой» Никола считался покровителем всех плавающих и путешествующих и на иконах часто изображался с мокрыми волосами, почему и появилось прозвище «мокрый». Церкви Николы Мокрого в древности всегда ставили неподалеку от пристани.

Здесь, в Зарядье, недалеко от пристани при раскопках было найдено много предметов, связанных с торговыми операциями: гири разных эпох, весы, безмены, счетные бирки.

Москва-река была удобной водной дорогой, но значение ее особенно велико потому, что она связывала город Москву с другими, еще более важными торговыми путями. Спустившись по Москве-реке, можно было попасть в Оку, а по Оке доплыть до Волги -величайшей водной магистрали всех времен.

Волга связывала русские земли со Средней Азией, Закавказьем и странами Ближнего Востока. Видимо, волжский путь был одним из первых, освоенных москвичами.

Торговля по Волге не прекращалась даже в тяжкие для Руси времена татаро-монгольского ига, когда многие связи были нарушены и многие торговые пути запустели. Послы египетского султана к монгольскому хану отмечали в 1263 г., что на нижней Волге постоянно видны плавающие русские суда.

По мере роста Москвы завязываются все более прочные торговые связи, осваиваются новые торговые пути.

Изображение
Предметы употреблялись в торговом обиходе большие и малые гири, безмен. Даже на простых деревянных палочках — бирках зарубив ни отмечалось количество товаров или уплаченных пошлин.
Так,в XIV в. особенно большое значение приобрел донской путь, который связывал Москву с городами Причерноморья и Малой Азии.

Сохранилось чрезвычайно интересное описание путешествия по донскому пути в 1389 г.— «Хождение митрополита Пимена в Царьград», где не только подробнейшим образом по дням описывается маршрут, но и красочно излагаются впечатления от виденного.

Путь шел по Москве-реке и Оке до Переяславля Рязанского, далее суда перевозили «по суху» к селению Дубки в верховьях Дона, а отсюда начинался прямой путь до Азовского моря. В Тане (Азове) Пимен и его спутники пересели на морские суда, через «устие Азовского моря» (Керченский пролив) вышли в Черное море, зашли в Сурож (Судак), поплыли к Синопу и затем вдоль берегов Малой Азии дошли до дели своего путешествия — Царьграда (Константинополя). Весь путь занял два с половиной месяца.

В начале поездки картина для путешествующих была привычной — зелень лесов и полей, села и города по берегам, все настолько обычно, что и описывать нечего. Но вот они попали в степную полосу с ее бескрайними просторами, без селений, множеством дикой птицы и стадами,— и привыкшим к лесам северянам все здесь не понравилось. Степь показалась им пустыней: «бяше все пустыни великиа», все вокруг «печальным и унылнивым».

Но «унылнивость» пейзажа не останавливала купцов, совершавших поездки этим же путем, так как все неприятности и трудности дороги, даже более существенные, искупались выгодами торговли.

В XIV в. окончательно установился и торговый путь от Москвы на север — в Двинскую землю и на Печору. Шел он через город Дмитров, до которого вела сухопутная дорога протяженностью 70 км. От Дмитрова по рекам Яхроме, Сестре и Дубне можно было доплыть до Волги, оттуда по Шек-сне подняться до Белоозера и по северным рекам Сухоне, Северной Двине и Вычегде попасть в богатую пушниной Двинскую землю. Путь через Дмитров был настолько привычным и считался столь безопасным, что именно по нему уезжали из Москвы жены и дети московских князей, укрывавшиеся от опасностей татарского нападения в Твери или на Белоозере.

Связи с западом, в частности с Литовским великим княжеством и Польшей, установившиеся еще в XIV.Одной из древнейших дорог южного направления была так называемая Ордынская дорога, давшая название улице Ордынке. По ней еще в XIII—XIV вв. ездили в Золотую Орду.

По выходе из Москвы дороги разветвлялись и образовывали целую сеть, покрывавшую все пространство Русского государства. К XVII в. Москва превратилась в крупный узел сухопутных дорог.
КУПЦЫ И «ГОСТИ»
Уже с древнейших времен людей, занимавшихся торговлей, на Руси называли «купец» и «гость». Слово «купец» имело более широкий смысл и обозначало всякого торгового человека. «Гостями» же называли обычно или иноземных купцов, или же купцов местных, но связанных торговлей с чужеземными странами. Наше теперешнее значение слова гость — человек, который здесь не живет, а явился только навестить (погостить), идет от тех еще времен, когда почти каждый торговец был в глазах населения чужим, заезжим человеком.

Предприимчивости средневековых купцов следует только удивляться. Не смущаясь ни дальними расстояниями, ни трудностями дороги, ни опасностями, подстерегавшими их в пути, они совершали длительные путешествия.

А путешествовать было далеко не безопасно. На торговых путях орудовали шайки разбойников, которые в поисках богатой добычи нередко нападали на купеческие караваны. И так было не только в XII в., но и значительно позже. Поэтому купцы никогда не ездили в одиночку, а объединялись в большие, хорошо вооруженные отряды. Стоянка купцов, напоминавшая военный лагерь, называлась «товаром». Привычное для нас слово «товарищ» имело тогда несколько иной смысл, оно означало: принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду.

Только достигнув какого-либо города или особенно столицы княжества, купцы могли чувствовать себя в безопасности. Здесь они попадали под покровительство самого князя. Княжеское внимание было отнюдь не бескорыстным.

Гости были по тому времени образованными людьми. Дмитрий Ермолин, например, умел «глаголати русски, гречески, половецки», т. е. говорить по-русски, по-гречески и по-татарски. Иначе и не могло быть. Без знания языков трудно было вести торговые операции.

Успешная торговля способствовала накоплению огромных богатств у московской купеческой верхушки в XIV—XV вв. Не удивительно поэтому, что именно один из купцов, некий Тарокан, в 1471 г. воздвиг себе в Кремле едва ли не первый в Москве каменный дом. Это событие было таким из ряда вон выходящим, что попало на страницы летописи: «...того же лета Тарокан купець заложи себе полаты кирпичны во граде Москве, у градной стены, у Фроловеких ворот; едипаго лета и сведе».

Многие московские купцы могли соперничать в богатстве с самим великим князем, который, случалось, нуждался в их финансовой поддержке. О роскоши, в которой жили богатые купеческие семьи, свидетельствует один любопытный факт. Уже упоминавшийся Дмитрий Ермолин впоследствии постригся в Троицкий монастырь, и хотя жизнь в монастырях (особенно для таких богатых людей) не отличалась аскетизмом, условия показались новоявленному монаху чересчур суровыми. Свое недовольство этот избалованный выходец из богатой купеческой семьи высказал игумену: «что имам сотворити, яко хлеба вашего и варенья не могу ясти? А ведаешь сам, яко взрастохом во своих домех, не таковыми снедьми питающеся!».

Отдельные купеческие фамилии впоследствии приобрели Земельные владения и стали феодалами. Так было, например, с Ховриными, которые в XVI в. приняли второе имя Головиных, постепенно разорвали связи с торговлей и сделались типичной боярской фамилией.

Сурожане были не единственными иностранными купцами в Москве. Сюда, начиная с XIII в., стали все чаще наведываться восточные купцы. В XV в. из Астрахани, например, ежегодно прибывали караваны татарских купцов, которые привозили восточные товары и закупали русские.

В XV, а особенно в XVI в., завязываются более тесные политические и торговые отношения со странами Западной Европы. Западно-европейские торговые компании, привлеченные выгодами торговли с Московией, ищут возможности развития.
увеличилось. Правительство переселяло сюда наиболее предприимчивых торговых людей из других русских городов— Новгорода, Пскова, Смоленска и т. д., а туда направляло московских купцов. Купцы не теряли живой связи с теми городами, откуда были родом, что способствовало установлению более тесных экономических связей между столицей и окраинными областями. Москва постепенно становилась центром, куда сходились все нити хозяйственной жизни страны.

Московское купечество успешно боролось с конкуренцией иностранных купцов. В середине XVII в. в челобитной на имя царя московские купцы жаловались на бедность и во всем винили иностранных купцов. «Не дай нам, природным своим государевым холопем и шротам, от иноверцев быть в вечной нищете и в скудости, не вели, государь, искони вечных наших промыслишков у нас, бедных, отнять»,— писали они. Нельзя сказать, чтобы «несчастные» московские купцы находились в такой уж «скудости», как изображали, но таков был стиль всех тогдашних просьб, недаром они и назывались челобитными.

И борьба эта закончилась победой московского купечества. Главным их соперникам — английским купцам указом 1649 г. запрещено было жить в Москве. Правда, официальным предлогом изгнания была не конкуренция с московскими купцами, а события политического характера. Англичане обвинялись в том, что они «учинили большое злое дело, государя своего Карлуса короля убили до смерти». Так своеобразно отразились на торговых делах события английской буржуазной революции.
«ЧТО В МОСКВЕ В ТОРГУ, ТО БЫ У ТЕБЯ В ДОМУ!»
Городской рынок был обязательной принадлежностью древнерусского города. Он размещался обычно на площади за пределами крепости и назывался торгом, торжищем, терговищем.

Рыночная площадь была самым многолюдным и оживленным местом в городе. Здесь торговали привезенными из деревень сельскохозяйственными продуктами, изделиями городских ремесленников и привозными товарами.
Определенно считать московскими можно только некоторые предметы, которые находят в подмосковных курганах,— ювелирные украшения, особенно тонкой работы или покрытые специфически городским «книжным» орнаментом, и предметы христианского культа—крестики и образки.

Гораздо легче определить вещи, сделанные не в Москве, а привезенные из других городов Руси или же из более отдаленных стран.

Известно, что внешняя торговля обслуживала главным образом феодальную верхушку. Именно поэтому большинство изделий было найдено при археологических работах на территории Кремля. Однако некоторые из привозных предметов имели более широкий сбыт — покупались посадскими людьми и даже проникали в деревню. Так, упомянутые уже нами пряслица — грузики для веретен из Овруча на Волыни — были нужны в каждом доме и охотно раскупались не только московскими, но и деревенскими пряхами. Широко были распространены и каменные бусы из прозрачного хрусталя и красного сердолика. Возможно, что их частично привозили в готовом виде с востока, но делали бусы из привозного сырья и московские гранильщики. Кусочек такого необработанного хрусталя был потерян однажды при выгрузке с ладьи и лишь через много веков найден при раскопках в Зарядье, недалеко от места бывшей пристани.

А вот стеклянные изделия киевского производства покупали почти исключительно городские жители. В большой моде у москвичек были разноцветные стеклянные браслеты. Обломки их сотнями находят при археологических раскопках не только в Кремле,, но и в Зарядье, на территории посада.

На Руси мода на стеклянные браслеты удерживалась примерно в течение двух столетий — XII—XIII вв., но в некоторых других странах, папример в Индии, их носят до сих пор, причем с ними связано множество обрядов.

Стеклянную посуду привозили из Киева в гораздо меньшем количестве, чем браслеты. Стоила она, видимо, чрезвычайно дорого, что и понятно, если учесть трудность перевозки столь хрупких предметов. Не удивительно поэтому, что обломки стеклянных сосудов встречены только в Кремле, т. е. там, где могли находиться дворы богачей.

Это были бокалы средних размеров, сделанные из очень тонкого прозрачного желтоватого стекла. Одни из них похожи на современные рюмки — с ножкой и устойчивым донышком, другие — в виде воронки, их невозможно поставить на стол, они повторяют в стекле традиционную форму древнего сосуда для питья — рога.

В общем это была парадная столовая посуда, употреблявшаяся лишь в самых торжественных случаях. Из нее могли пить на том парадном обеде, который дал Юрий Долгорукий в 1147 г. На таких пиршествах за столом подавали заморское виноградное вино, различные экзотические фрукты и орехи. От всех этих изысканных угощений сохранилась в культурном слое Кремля лишь затерявшаяся косточка миндаля да обломки той тары, в которой из Крыма привозили вино и оливковое масло. Это были крупные глиняные сосуды с узким горлом и двумя ручками — вроде античных амфор, но более широкие. Их обломки нередко находили в древнерусских городах, причем иногда на них бывают процарапанные владельцами надписи, например «Ярополче вино» на амфоре из Пинска или «Масло» на обломке амфоры из Белоозера.

Среди других предметов роскоши в Москву попадали и изделия иноземных ремесленников. Из Крыма (всего вероятнее из Херсонеса) был завезен и тот причудливый бронзовый замок, что найден на месте строительства Дворца съездов в Кремле. Замок сделан в виде небольшой фигурки фантастического зверя с одним рогом и весь покрыт затейливым литым орнаментом. Конечно же таким замочком запирали не дверь амбара, а какой-нибудь сундучок с дорогими вещами в богатом доме. И нашли его в развалинах сгоревшего в 1177 г. дома, среди обломков стеклянных браслетов.

Из далекой Византии в Москву привозили роскошные шелковые ткани и парчу. Безусловно, их покупали в основном богатые люди. Но, видимо, небольшой кусок златотканой парчи или парчовой ленты мог иногда попасть и в руки крестьянина. Во всяком случае, в нескольких подмосковных курганах были найдены остатки женских головных уборов, украшенных парчовыми лентами.

Как видим, в домонгольский период Москва торговала главным образом с югом. С югом и востоком связаны еще некоторые археологические находки, очень показательные для торговых связей того времени. Они, с одной стороны, свидетельствуют о необычайной дальности связей, с другой,— об их непрочности и нерегулярности.

При раскопках в Кремле была найдена небольшая просверленная раковина каури. Кажется, что ничего в ней особенного нет, если не знать, что этот моллюск водится только в Тихом океане.

Изображение

Вещи привозили в Москву из разных городов и стран. В московской почве найдены: браслеты, шиферные пряслица, свинцовая пломба от какого-то товара, колки красивых пиал.
Татаро-монгольское нашествие, кроме других принесенных им неисчислимых бедствий, безусловно причинило жестокий урон торговле. Были разорваны многие сложившиеся торговые связи Руси, бесповоротно разрушены некоторые производства, в частности глазурованных изделий, стеклянных браслетов и шиферных пряслиц. Многие искусные ремесленники были вывезены в Орду. В результате из торгового оборота выпало много ранее очень распространенных товаров. Однако полностью торговля не прекратилась, она только изменила направление. На московском торгу стало появляться больше восточных товаров. В обиходе москвичей с XIII в. начала бытовать нарядная посуда, сделанная среднеазиатскими мастерами,— кувшины с рельефным штампованным орнаментом, яркие поливные чаши типа пиал. Они получили более широкое распространение в быту, чем некогда стеклянные бокалы. Разноцветные обломки поливной посуды находят и в Кремле и на посаде.

Среди этой посуды встречалась очень дорогая, доступная только самым богатым людям. При раскопках в Кремле найдены обломки очень красивой небольшой чаши, расписанной многоцветным узором и снаружи и изнутри. Детали орнамента обведены золотой каймой. В Средней Азии такую посуд не делали. Она могла быть вывезена из Ирана или сделан в каком-либо городе Золотой Орды, но руками иранского мастера, угнанного в Орду. Пока обломки подобных чаш найдены на Руси всего в двух городах — в Москве и в Новгороде причем в тех районах города, где жили наиболее богаты люди: в Москве — на территории Кремля, а в Новгороде па усадьбе, принадлея;авшей одной из самых имениты семей.

Возможно, что такие чаши, как и другие, наиболее дорогие и интересные вещи, и не появлялись на московском торг Они могли быть привезены в качестве даров или ate и ы б pat князем из партии привезенных товаров. Ведь и в более позднее время привезенные товары просматривались при княя ском дворе и из них для киязя отбиралось все самое лучшее.

В XIV—XV вв. Москва становится одним из самых кр ных торговых центров Восточной Европы. Основными пр метами ввоза продолжали оставаться различные ткани предметы роскоши. Из Италии, кроме того, привозили бумагу, в которой Москва с XIV в. все больше и больше стала нуждаться.

Изображение
Соколиная охота была любимым развлечением как восточных властителей (недаром соколы входили в состав дани, которую платили Золотой Орде), так и европейских монархов. Московские соколы чрезвычайно высоко ценились при дворах Европы. Таким образом, Москва выступает в этот период как поставщик своеобразных предметов роскоши.

Для характеристики московской торговли этого времени не следует ограничиваться только археологическими материалами. Она сравнительно хорошо освещена в источниках. Кроме различных договоров, писем и т. д., появляется и новый вид источников — записки посетивших Москву иностранных путешественников и дипломатов, в которых описание торговли почти всегда занимает значительное место.

Среди этих записок и известия, составленные по поручению римских пап, мечтавших насадить на Руси католичество и таким образом прибрать к рукам огромную богатую страну, и деловые суховатые записки английских послов, которых интересовали главным образом экономические данные.

Здесь имеются сведения и о тех товарах, которые Москва покупала за границей, и о внутренней торговле Московского государствам и, наконец, о московском торге, четкая организация которого останавливала внимание иностранцев. «На рынке и в соседних с ним улицах,— читаем в записках Оле-ария,— устроены известные места и лавки для всякого рода товаров и промышленных изделий, так что в одном месте можно найти только одинаковые товары. Продавцы шелковых, суконных товаров, золотых дел мастера, седельники, сапожники, портные, скорняки и шапочники и другие, каждый имеет свои особые улицы, в которых торгует своими товарами».

В XVI и особенно в XVII в. специализация отдельных рядов и их количество потребовали строгой регламентации. В специальной «Книге об устройстве торговых рядов» за 1626 г. не только очень подробно называются все ряды, но и определяются места, отведенные для торговли разными видами товаров. Нет возможности перечислить их все. Достаточно сказать, что для каждого вида рыбы — свежей, соленой, вяленой и т. д.— существовали особые ряды, что даже лук и чеснок продавались в разных рядах. Общее число рядов разной специализации достигало 120!

В той же книге есть и предписания санитарного порядка. Например, торгующим в харчевом ряду предписывалось воду для варки брать не из рек и ручьев, а только из колодцев.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.
Многие москвичи и гости Москвы и теперь, собираясь сделать покупки, идут на Красную площадь в крупнейший универмаг столицы — ГУМ. А триста лет назад почти вся московская торговля размещалась на Красной площади и примыкавших к ней улицах.

Площадь на этом месте была образована по специальному княжескому указу еще в конце XV в. во время строительства кирпичного Кремля. Стоявшие здесь посадские строения были снесены, и перед восточной стеной новой крепости обра зовался обширный плацдарм. На нем сразу же возник торг, по поскольку всякое, как теперь говорят, «капитальное» стро ительство тут было запрещено, торговля велась только с рук скамей и в легких шалашах. Более солидная торговля разме щалась к востоку от площади в каменных и деревянных лавках.

До XVII в. площадь не имела специального названия. Ее называли просто «Пожаром»», так как свирепые московские пожары часто уничтожали стоявшие на площади шалаши и другие легкие постройки. Современное название она получила лишь к концу XVII в. «Красная» в то время означала «красивая» или «главная» (вспомним выражения «красная девица» или «красный угол»). Действительно, к этому времени Красная площадь стала не только главной площадью, но и красивейшим местом столицы.

А. М. Васнецов на одной из своих картин чрезвычайно ярко и достоверно изобразил вид площади во второй половине XVII в.

Зритель смотрит на нее с севера, примерно с того места где теперь стоит здание Исторического музея. Перед ним рас кинулась обширная, обстроенная красивыми зданиями торговая площадь. Перспективу ее замыкает храм Василия Бла женного — великолепный памятник русской архитектур XVI в., поражавший своей красотой современников и продол жающий восхищать нас и теперь. Этот храм (первоначально он назывался собор Покрова на Рву) был выстроен в 1560 г в честь завоевания Казанского ханства. Эта победа имела для Московского государства и чисто экономическое значение.
Она закрепила могущество Москвы на великом волжском торговом пути. Справа за рвом протянулась кремлевская стена, над которой возвышается украшенная шатровым верхом Спасская проездная башня. Над ее ворогами — большие часы, сооруженные в 1625 г. под руководством «часового я водовзводного дела мастера» англичанина Христофора Галовея. Тринадцать колоколов, специально отлитых для часов московским мастером Кириллом Самойловым, отбивали время, и звук их, по свидетельству одного из иностранцев, был слышен «не только в городе, но и в окрестных деревнях более чем на десять верст». По этим часам строился распорядок дня города, в частности, они определяли начало и конец дневного торга.

От Спасских ворот через ров был перекинут каменный мост, который тоже был местом торговли. На нем и возле него был ряд лавочек, в которых продавали рукописные и печатные книги, а также «фряжские листы» — так тогда называли гравюры.

Предприимчивые торговцы умудрялись использовать любой уголок площади, любое сооружение за ее пределами. Лавки стояли не только на Спасском, но и на на главном Москворецком мосту. Прямо к нему подплывали суда и сгружали в лавки различные продукты.

Даже в каменных помостах для пушек — «раскатах» (они хорошо видны на картине слева от храма Василия Блаженного и справа у Никольских ворот) ухитрились разместиться купцы. В одном раскате были лавки, в другом — еще и кабак, причем его владельцу, кроме уплаты арендной платы, вменялось в обязанность начищать стоявшие наверху пушки до блеска.

Всю левую часть площади занимал торг. Здесь торговали полотном и главным образом съестными припасами — со скамей и вразнос. Торговцы пирогами, блинами и сбитнем сновали в густой толпе, стараясь перекричать друг друга и многоголосый гул площади. Именно здесь рождались веселые прибаутки, с которыми каждый предлагал свой товар: «Вот сбитень, вот горячий — пьет приказный, пьет подьячий!».
Правительство неоднократно пыталось расчистить Красную площадь. Еще в 1679 г. царь Федор Алексеевич издал указ о сносе всех мелких строений, «чтоб на Красной площади и на перекрестках и в иных не в указных местах от тех торговцев проезду и стеснения не было, и ряды б не запустели, и торговые люди, которые торгуют в рядах и в указных местах, в убожестве бы не были». Однако указ этот так и остался только указом, и лишь в 1698 г., когда Петр I повторил требование освободить площадь от торговли «в шалашах, на скамьях и прочий», площадь была расчищена в трехдневный срок — с Петром шутки были плохи. На площади была сохранена только ручная торговля.

Но еще задолго до указа Петра растущей московской торговле стало тесно в Китай-городе, и в Москве выросло несколько рынков за его пределами. Уже в XVI в. появились Большой лесной торг на Трубной площади, «Коровья площадка» у Мясницких (Кировских) ворот и др.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Московский торг.
СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 03:54 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 20:59
Сообщений: 183
Изображение
Изображение



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Московский торг.
СообщениеДобавлено: 11 май 2016, 02:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 май 2016, 01:05
Сообщений: 1
Прям вся история торговли Руси


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Московский торг
СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 19:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2017, 10:30
Сообщений: 72
Откуда: Russ
"Как сообщил корреспондент радиостанции "Эхо Москвы", в акции приняли участие около 30 человек, пользователей интернета. "
И это отражает массовость пользователей интернета в Москве или же масштабность запуганных и всего боящихся людей??


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC - 12 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
.
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Игорь Иванов