{форум}
МОСКВА ФОРУМ
Текущее время: 16 окт 2018, 21:30

Часовой пояс: UTC - 12 часов


Высота и ширина HTML таблицы, пример
Политика
$('#s1').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });
Экономика
$('#s2').cycle({fx: 'scrollDown',
sync: 0, delay: -2000});
Новости Москвы
$('#s3').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });

Правила форума


При копировании материалов форума активная ссылка обязательна.Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 03 фев 2013, 03:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 10:03
Сообщений: 478
Мода на Руси.

Нет ничего удивительного в том,что мода менялась.С течением времени менялась с нарастающей скоростью. Правда, в истории русской моды были и «застойные периоды», когда главенствовала догма «что было хорошо для наших предков -хорошо и для нас», и эпохи ретро, и мнение о том, что до начала XVIII века Россия пребывала «во тьме». Или в счастливом неведении о том, что происходит в «просвещенной» Европе.

А, меж тем, это совершенно не так. Конечно, стиль жизни славян был отличным от западноевропейского, и носил более практичный характер. Тем паче, что в характере славян того времени не было кичливости, желания выделиться на фоне других. И даже первые русские князья, по европейским меркам, жили более чем скромно. Естественно, на Руси знали о том, во что одеваются европейцы, какие строят дома, каких обустраивают и прочее, но все это было чужим. Нет, новые веянья в моде или стиле жизни время от времени вносили свои коррективы, однако заметным это стало после того как восточные славяне поближе познакомились с жизнью Западной Европы. И начало этому процессу, как ни странно, было положено не при царе-реформаторе Петре I, а в тяжелое Смутное время. Именно тогда, в XVII столетии, наша русская знать приобрела большую склонность к новомодным, и не всегда западным, платьям, прическам и манерам. Так, например, царский Указ от 1675 года предписывал государственным служащим: стольникам, стряпчим и дворянам московским и прочим жильцам, «чтоб они иноземских, немецких и иных избычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, тако ж и платьев, кафтанов и шапок с иноземским образцом не носили и людям своим потому ж носить не велели; а буде кто впредь учнет волосы постригать и платья носить с иноземного образца, или такое ж платье объявится на людях их, и тем от великого государя быть в опале и из высших чинов написаны будут в нижние чины».

Со времен татарского ига русские, по обычаю врагов, стриглись «плотно», то бишь — коротко, а иногда даже и брили себе голову. Перед каждым большим праздником все считали своим долгом непременно остричься. На обриту голову надевали тафью или скуфью, на нее — колпак, а на колпак — горлатную шапку. И чем выше была шапка, тем знатнее — «дороднее» был носивший ее. Шапку не снимали — «не ломали» и в присутствии самого государя.

Приходя домой, каждый русский боярин напяливал шапку-горлатку на специальный болванец, сработанный из деревянной чурки. Сам болванец, изрядно расписанный иконописцами, составлял отдельное украшение. Попадавшие в царскую опалу или терявшие близких людей, в знак скорби и печали, отращивали на голове волосы. Они порой были так длинны, что висели по лицу и плечам. И это при том, что особых средств по уходу за ними, в то время было не ахти как много. Женщины же, наоборот, в знак печали остригали себе волосы. По традициям и представлениям того времени, для замужней женщины считалось постыдным, и греховным выставлять напоказ свои волосы — «простоволоситься». Снять же с женщины головной убор, считалось большим бесчестием для нее. В Новгороде вошло даже в обычай замужним женам брить себе волосы. Впрочем, это новгородское «ноу-хау» продержалась недолго, так как этот обычай не одобрялся церковью. Но иногда правила скромности переходили в щегольство, и некоторые женщины, пряча и «укрывая власы своя» под скуфьей, стягивали их так туго, что едва могли моргать глазами. Несложно представить, как сие выглядело, но женщинам середины XVII века это казалось красивым. А вот девочек-подростков до определенного возраста стригли довольно коротко — «под горшок» — так же,как и мальчиков, и нередко девочку можно было отличить только по небольшим пучкам волос на висках.

Традиционно русские женщины особо не заботились ни об изяществе формы, ни о вкусе, ни о согласии цветов в одежде — лишь бы блестело и пестрело. Именно поэтому в русских одеждах, за редким исключением, не было талии. Платья кроились и шились практически как мешки, и о том, чтобы платье сидело хорошо, в размер, никто не заботился. Тем более, что по мнению русских, красота женщины состояла в ее дородности, в полноте. Кроме того дородство, или, как говаривали в то время — «телеса кровь с молоком»,должно было продемонстрировать всем достаток в ее семье. Женщина стройная, с тонким станом не считалась красавицей, ее называли «сухостоицей», и предпочитали ей, пардон, мясистую и тучную. И еще одно: по свидетельству иностранцев, русские матроны, по никому неизвестным причинам, считали особенно красивыми продолговатые, вытянутые уши, и некоторые записные щеголихи даже вытягивали их себе насильно.
Изображение
Но вернемся к платьям. На пестрых платьях женщины носили множество украшений: на шее и на груди висели разнообразные кресты на цепях, богатые и родовитые матроны и незамужние девушки носили щедро расшитые речным жемчугом кокошники и скуфьи. Особым шиком считалась жемчужная вышивка платьев и сарафанов-летников. Жемчужные узоры из переплетенных ведических знаков, цветов и виноградных лоз вились по воротнику, спускались на плечи и грудь, на подол и рукава. Нередко в узор включались и «лучшие друзья девушек» — камни самоцветы: алмазы, лалы, «кровники», бирюза и другие. Стоили такие платья дорого, да и весили немало. Так, например, свадебное платье царицы Натальи Кирилловны, которое на нее надели после «взятия во дворец», было так тяжело, что у невесты заболели ноги. И немудрено — на юную хрупкую девушку надели платье, весившее как хорошая кольчужная броня — порядка пятнадцати килограммов! В нем она выстояла венчанье, приняла поздравления, танцевала «свадебный танец», а потом еще и высидела несколько часов кряду за пиршественным столом...

К модным платьям просто необходимо добавить еще одну деталь туалета — головной убор. В то время на головах многих родовитых девиц красовались венцы, имевшие форму городов, теремов, или ладьи с жемчужными повязками. В торжественных случаях женщины поверх своего и без того тяжелого платья надевали еще «подволоку» или «проволоку». Это был род богатой мантии из шелковой — «щербатой» или белой материи, но чаще золотой или сребротканой; края этой мантии были особенно нарядно разукрашены золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Солидная прибавка к общему весу наряда!

Одну из главных частей убора, как замужних женщин, так и девиц, составляли серьги и браслеты, а также запястья — зарукавья. Серьги обыкновенно бывали золотые, и в длину могли достигать семи, а то и десяти сантиметров. Камни же, которые шли на их изготовление — яхонты, изумруды и гиацинты. Тут нужно заметить, что серьги в Московии носили и мужчины —обычно по одному простому кольцу в левом ухе.

Вторую часть убора составляли браслеты-широкие,серебряные или золотые,с драгоценными каменьями. Не последнее место занимали в «пригожести» такие украшения, как кольца, перстни, мониста из монет и дорогого речного жемчуга.

В качестве «дородных» аксессуаров использовались шелковые платочки с золотой и серебряной каймой, кистями и вышивкой, которые назывались «ширинками». Но самыми экзотическими и дорогими предметами в «светском наборе» русских богатых модниц были зонты и веера.

Они попали в Россию давно, еще в XIV веке, и доставлялись из самой Поднебесной, отчего и цена их была заоблачной. Бумажные, выполненные из тонкой бамбуковой полоски зонты и веера украшали и расписывали китайские мастера, русским ювелирам оставалось лишь добавить завершающий штрих — крепеж золотой или серебряной нити, укрепление жемчужин и самоцветов.

А для того чтобы завершить образ русской модницы и, по определению, красавицы, обратим внимание на «макияж». Обычно при взгляде на «боевую раскраску» русских женщин естественной реакцией иностранцев было изумление и смех. Начнем с того, что, не довольствуясь своими пестрыми и богатыми одеждами, «девки» белилась и румянилась, не зная меры. Они накладывали на лицо столько краски, что, по замечанию одного иноземного посланника Олеария, «казалось, будто бы кто-то размалевал их кистью». Мало того — некоторые русские модницы зачастую покрывали или, точнее, размалевывали свои шеи и руки белой, красной, голубой и коричневой красками, после чего начиналась раскраска ресниц и бровей. Причем самым сногсшибательным образом: светлые брови углем перекрашивались в черный цвет, а темные — в белый. Но, пожалуй, самое трагикомичное заключалось в том, что даже очень красивые девушки были вынуждены наносить на себя подобный, с позволения сказать, «макияж», дабы не подвергаться насмешкам.

Русская мужская мода допетровских времен отличалась от западноевропейской кардинально. Но даже в первые годы царствования Петра Великого бояре, вместо нынешних мундиров, надевали богатые золотые, бархатные и объемистые ферязи, в которых согласно указу 1680 года должны были являться ко двору. Ферязью в то время называлось и мужское, и женское платье, с той только разницей, что последнее носили с поясом. Для мужских одежд люди среднего достатка употребляли в основном такую материю как зуфь — один из видов камлота. Дворяне же предпочитали шелк ярких расцветок, как того требовал тогдашний вкус, потому что черные и темные цвета носили только во время траура. А вот яркие оттенки внушали уважение, и потому начальствующие лица по приказу царя рядились в такие колоритные одежды. У народа же преобладающим был красный цвет и особенно красно-фиолетовый — червчатый.

Богатые и чиновные люди летом носили охабень, который позже, при царе Федоре Алексеевиче, попал под запрет, вплоть до указа не пускать люд, одетый в охабень не только во дворец, но и в город Кремль. С середины XVIII века в моду вошел обнорядок — очень длинное платье-накидка, с рукавами и капюшоном, богато расшитое жемчугом. Поверх его русские вельможи, выходя из дому, набрасывали длинный камлотовый кафтан, закрывавший затылок русских бояр стоячим воротником, высотой до 10 сантиметров, также украшенный жемчугом и самоцветами. Рубахи, которые надевали ежедневно, также украшали вышивкой на вороте и рукавах. Большинство рубах шили из белого домотканого полотна, но дворяне и бояре носили «исподнее» из атласа или шелка. Поверх рубашки славяне обычно надевали легкое шелковое платье с пуговицами длиною до колен, а сверху — узкий кафтан, подпоясанный цветным персидским кушаком, за который затыкали нож или кинжал. Кафтаны обыкновенно были бархатные, из объяри или сукна тёмно-красного цвета, иногда же из золотой парчи. Кроме того, среди богатых людей той эпохи популярностью пользовались фофудии с поясами, бостроги — род шуб или терлики, которые шили из бархата, украшали золотыми шнурами и кистями и подбивали соболем, чернобурой лисой или песцом. К числу модных в старину мужских аксессуаров, служивших дополнением к основному платью, надо причислить и ожерелья, которые носили особы царского рода. Лжедмитрий, въезжая в первый раз в Москву в 1605 году, имел на шее у себя ожерелье, которое тогда ценили в сто пятьдесят тысяч червонных. Примерно такое же ожерелье, только несколько дороже, носил и царь Алексей Михайлович, и Петр I.

Последнему принято приписывать и введение заморских нововве дений. А меж тем, некоторые из них, например, такие, как бритье бороды, вводились и до него. Взять хотя бы Федора Алексеевича, который был женат на княжне Агафье из польского рода Грушецких. Ради нее царь Федор, как передают летописцы, снял с себя и бояр «женские охабни», велел дворянам стричь волосы, брить бороду и одеваться на польский лад — в кунтуш или венгерку. А до него с бородами боролись великий князь Василий Иванович и Борис Годунов. Правда, без особого успеха, так как церковь, не желавшая выпускать из своих рук власть, поддерживала представления о том, что якобы человек без бороды «на всякое бесовство горазд». Поэтому «мода» на ношение бород продержалась достаточно долго, и чем бороды были длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости. Царь Борис Годунов, стараясь ввести многие немецкие обычаи, приказывал тоже брить бороды, но приказ этот плохо прижился, и только Петр Великий счел нужным «истребить наружные знаки», отличавшие русских от иностранцев, и в первую очередь — длинные платья и бороды. В 1699 году вышел указ царя, по которому всем, за исключением крестьян и священников, велено было брить бороды. В том же году вышел и другой указ: всем, за исключением попов, дьяконов, монахов и крестьян, носить платье европейского фасона. В первое время разрешалось носить венгерское платье, но потом царь отменил это, приказав носить мужчинам верхнюю одежду саксонскую и французскую, а камзол и нижнее платье — немецкое, а женщинам приказал одеться в наряды немецкого образца. Но чтобы повеление это исполнялось точно, на ослушников Петр наложил штрафы, а на городских заставах повелел со всякого, кто окажется в русском платье и бороде, брать пошлину. Купцам было велено старорусского платья в лавках не продавать и портным такого не шить под страхом штрафов и порки.
Изображение

С этого времени также вошли в употребление галстуки и манжеты, а у женщин — кофты и юбки. А дабы «простимулировать» исполнение указа о бородах, Петр в 1705 году ввел пошлину на ношение бород. И немалую! С этого времени у нас стали причесываться на европейский лад, носить парики, пользоваться пудрой, помадой, а в моду вошли шляпы и картузы. Если говорить об обуви, то в описываемое время некоторая роскошь уже была известна и составляла часть стиля. Так, например, богатые щеголи носили башмаки и сапоги с серебряными подковами и гвоздями, унизанные по швам, на носках и каблуках жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. При царе Михаиле Федоровиче люди обоего пола шили короткие сафьяновые сапоги с вышивкой, расшитые жемчугом. После возвращения царя Петра «из немцы», он в рамках европеизации среди прочего ввел и моду на башмаки-лодки и ботфорты. Надо заметить, Петр Великий строго следил за исполнением «указов о моде», и только одному человеку официально предоставлялось право рядиться в старинный наряд — страшному князю-кесарю Ромодановскому, который начальствовал над Разбойным приказом и по одежде, обычаям служил сатирой на старое время.

В ряду исторических модников резко выделяются две личности — князь Василий Васильевич Голицын и князь Матвей Гагарин. Первый из них получил необыкновенное для своего времени образование: он говорил на трех языках — латинском, греческом и немецком, знал философию, фортификацию и слыл среди западных послов тонким ценителем «рафине» — изысканного стиля жизни и моды. Свою карьеру он начал при дворе царя Федора стольником и чашником, и, по воспоминаниям многих современников, отличался «умом, учтивостью и великолепием». Он был красавцем и прибегал к таким методам косметического ухода за собой, употребление которых у мужчин кажется смешным. Князь Василий румянился и белился, завивал усы, холил разными специями свою небольшую светлую бороду. Одевался в атласный бирюзового цвета кафтан на соболях, расшитый золотом и унизанный жемчугом и драгоценными камнями. Одна только его горлатая шапка стоила более десяти тысяч червонцев, так как была сшита из редкого, так называемого красного соболя. Его каменный дом в Москве не уступал своим убранством лучшим дворцам Европы. Там располагалась богатейшая коллекция картин известнейших иностранных живописцев, стены комнат-палат были обиты богатыми тканями,а потолки были зеркальными или расписными.

Князь Василий Голицын не отставал от моды. Он же был и «наипервейшим на Москве» библиофилом — его дом вмещал огромную библиотеку редчайших книг, какой не было ни в Кремле, ни на Патриаршем подворье!

Этот всесильный вельможа во время правления царицы Софьи вел рафинированный образ жизни, заботился о просвещении, убеждал бояр, чтобы они отправляли своих детей в Польшу и другие государства на учебу. Князь приглашал к себе иностранцев-наставников и звал всех иноземцев в Россию, хотел ввести свободное вероисповедание. Часто устраивал у себя ученые беседы, особенно с иезуитами, которых изгнали из Москвы на другой день после падения Голицына. В противоположность бытовавшему до недавнего времени мнению, он многое сделал для России, а часть его задумок осуществились при Петре I. Так, Голицын выводил в чины людей «ничтожных», то есть — простолюдинов, уважая в них истинное достоинство.

Другой известный русский модник, князь Матвей Гагарин, сибирский губернатор, жил в петровское время. Этот вельможа удивлял всех своею царскою пышностью. Он в первое время пользовался большим доверием императора Петра, и потому почти самовластно управлял такою обширной и богатой «страной», как Сибирь. У него за столом подавали кушанья на пятидесяти серебряных блюдах, в то время как он сам ел только на золотых тарелках. Колеса его кареты были также серебряные, лошади подкованы серебряными и золотыми подковами. Парадный мундир князя Гагарина был буквально залит алмазами, а пряжки его башмаков стоили десятки тысяч.

Князь Гагарин выстроил в Москве, в «Белом» городе, обширные и роскошные палаты, где стены были зеркальные, потолки — из стекол. Эти великолепные палаты, по образцу венецианских, были воздвигнуты иностранными архитекторами. Четырехэтажные комнаты выходили фасадом на Тверскую улицу, образуя портал с двумя павильонами, в уступах между ними, в арках, устроена была открытая терраса с балюстрадой. В бельэтаже у портала и обоих павильонов выступали балконы из белого камня, украшенные вычурною резьбою. Наличники и сандрики над окнами состояли из орнаментов, искусно высеченных из камня. Над подъездными воротами видно было клеймо, увенчанное княжескою короною и надписью:«Боже, во имя Твое спаси». Внутреннее великолепие палат не уступало в роскоши внешнему убранству: разного рода дорогое дерево, мрамор, хрусталь, бронза, серебро и золото. Зеркальные потолки отражали в себе блеск жирандолей, люстр, канделябров, в висячих больших хрустальных сосудах плавали живые рыбы; разноцветные наборные полы напоминали узорчатые ковры. Одни оклады образов в спальне Гагарина, осыпанные бриллиантами, стоили, по оценке тогдашних ювелиров, более 130 ООО рублей — баснословные по тем временам деньги! В числе его несметных сокровищ был самый драгоценный, из всех доныне известных, рубин, привезенный ему из Китая.

Но все это было «сущими мелочами» в сравнении с платьями, камзолами и париками, которые Гагарин выписывал из-за границы. Так, однажды какой-то голландский купец, бывший вместе с князем на ассамблее, написал своему компаньону, что великолепно сшитый камзол, как, впрочем, и все платье этого рафинированного вельможи, блестящий во всех смыслах. Ибо одних лишь камней-самоцветов, нашитых на обшлага, он насчитал не менее двух десятков. А когда узнал стоимость парфюмерии, выписанной князем из Франции, Германии и Польши, ему понадобилась нюхательная соль. Масла, притирки, серебряная и золотая пудра для париков, душистые воды, резные костяные гребни из Китая, венецианские зеркала в золотой оправе и прочие «мелочи» обошлись русскому вельможе в две тысячи рублей! В то время как весь привезенный голландцем товар едва дотягивал до 1000 гульденов.

Возможно, тогда, в самом начале XVIII столетия ни завистливый голландский купец, да и вообще никто в Европе даже и представить себе не мог, каким своеобразным великолепием заблестит русское «рафине» эпохи Елизаветы I и Екатерины Великой.

Изображение



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 15 дек 2013, 23:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 дек 2013, 21:26
Сообщений: 9
Откуда: Москва
Очень интересно и познавательно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2014, 09:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 07 ноя 2014, 02:48
Сообщений: 3
Отличная статья про рузскую моду))) Спасибо!
Может мода ещё вернётся :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 25 янв 2015, 02:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 дек 2014, 19:34
Сообщений: 4
Хочу также заметить, что на Руси во все времена была и мода на меховые шапки.

История меховых шапок в России
Шапки с меховой отделкой в России известны еще со времен расцвета Москвы в XIV веке. С тех времен сохранилось изображение царствующих князей в шапке Мономаха. Это был уникальный головной убор, который носил только великий князь и представлял собой вытянутую кверху шапку, украшенную драгоценностями и мехом из соболя.
Меховая отделка головных уборов была свойственна только людям благородного происхождения или обладающим большим богатством. Это был символ высокого статуса, занимаемого в обществе. Так, российская знать вплоть до XVII века носила шапку горлатную – меховой головной убор цилиндрической формы с отделкой из меха лисицы, куницы или соболя.
Знаменитая шапка-ушанка ведет свое происхождение от «колчаковки» - головного убора, используемого в армии Колчака. А с 30-х годов ХХ ст. в армии СССР частью форменной одежды становится шапка-финка, которая очень сильно напоминает современную шапку-ушанку. Наверное, поэтому в западном мире такие шапки стали неотъемлемой частью образа «русского человека», особенно военного.
В современном мире существует большое разнообразие головных уборов полностью из меха или с меховой отделкой, способных не только хорошо защищать от холода, но и подчеркивать высокий статус своего обладателя или обладательницы.

http://ronnon.ru/

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 19 мар 2015, 11:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 мар 2015, 11:18
Сообщений: 12
Мода она очень переменчива.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 09 дек 2016, 10:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 дек 2016, 09:47
Сообщений: 13
Мода периодически возвращается, так что ждем))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 06 янв 2017, 17:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2016, 23:39
Сообщений: 20
Откуда: Москва
Спасибо за хорошую статью!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 11 авг 2017, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2017, 10:23
Сообщений: 1310
:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 11 авг 2017, 23:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2017, 03:57
Сообщений: 383
Чтобы знать о моде - надо ею интересоваться. :lol: https://voguemoda.ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мода на Руси.
СообщениеДобавлено: 30 авг 2017, 15:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2017, 13:03
Сообщений: 11
Откуда: Москоу-сити
Интересная статья, спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC - 12 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
.
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Игорь Иванов