{форум}
МОСКВА ФОРУМ
Текущее время: 16 авг 2018, 21:04

Часовой пояс: UTC - 12 часов


Высота и ширина HTML таблицы, пример
Политика
$('#s1').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });
Экономика
$('#s2').cycle({fx: 'scrollDown',
sync: 0, delay: -2000});
Новости Москвы
$('#s3').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });

Правила форума


При копировании материалов форума активная ссылка обязательна.Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История инквизиции.
СообщениеДобавлено: 01 авг 2015, 09:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 09:48
Сообщений: 2711
Cлово «инквизиция» знакомо многим, однако оно уже давно потеряло свой первоначальный смысл. В своё время этот институт действительно внушал ужас. Многие до сих пор убеждены: в Средние века и позже одно неосторожное слово могло привести человека на костёр. Отсюда и понятные ассоциации с массовыми казнями, жестокими расправами над инакомыслящими, пытками. Однако давайте приоткроем завесу тайны и посмотрим, что представляло собой упомянутое учреждение на самом деле.

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Inquisitio на латыни означает «розыск», «расследование», «исследование». Этот термин был широко распространён в юриспруденции ещё до возникновения средневековых церковных конгрегаций. Его суть сводилась к выяснению обстоятельств того или иного дела путём дознания, сопровождаемого допросами потерпевших, подозреваемых, свидетелей. Так было в Римской империи задолго до возникновения известных нам по учебникам истории духовных судов.

Колесование.Вилка еретика.
Изображение

Раннее христианство, как известно, страдало не только от внешних врагов, будь то светская власть или носители официально признанных государством религий. Внутренние раздоры, возникавшие из-за теологических разногласии (в первую очередь различных толкований священных текстов), представляли собой едва ли не большую опасность.

Начиная со II века — эпохи острой полемики с гностическими школами, церковные авторитеты всерьёз озаботились необходимостью более точного изложения христианской доктрины. Своих идейных противников они называли «впавшими в заблуждение». В связи с этим возникли такие понятия, как ортодоксия — правильная точка зрения — и ересь — от греческого «ошибочный выбор». Тех, кто отступал от принятой соборами точки зрения, предавали анафеме, проводя предварительно исследование их богословских трудов или проповедей. Не более того.

Разными были судьбы еретиков эпохи становления христианского вероучения. Кого-то из них убивали разъярённые фанатики, другие отправлялись в изгнание,если власти предержащие благоволили ранней церкви. Но специального института, в чьи функции входило бы преследование инакомыслящих, в те времена не было и в помине.

ДОРОГА В АД

Всё изменилось в XII веке. Тогда, по настоянию императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы (1122-1190), папа Луций III (1097-1185) разработал и ввёл систему розыска и выявления
«религиозных преступлении». Используя старинную практику, понтифик обязал епископов, прибывавших на новое место служения, подбирать людей из числа местных жителей, которые должны были докладывать иерарху обо всех злодеяниях, которые требовали вмешательства церкви. Для упрощения данной процедуры кардиналы разработали довольно подробный опросный лист.

Особый духовный суд под названием «инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III (1161-1216). Функции специального трибунала, ведающего «обнаружением, наказанием и предотвращением ересей», ему придал Григорий IX (1145-1241). В связи с чем? Ответ прост: несмотря на длившийся два десятилетия (1209-1229) кровавый крестовый поход против альбигойцев в Лангедоке, учение катаров в Южной Франции и Северной Италии пользовалось большой популярностью. Эти люди открыто выступали против официальной церкви, особенно против её богатства, притязаний на высшую духовную, светскую и судебную власть в католическом мире.

Любопытный эпизод: при осаде Тулузы, длившейся с октября 1217-го по июнь 1218 годов, солдаты получили приказ о поголовном истреблении альбигойцев. Перед штурмом города они спросили: «Как отличить катаров от верных римскому престолу христиан?».Легат папы ответил: «Убивайте всех подряд, Бог на небесах отличит своих от чужих!».

Примерно в то же время папа также объявил о своём осуждении других еретиков — вальденсов. Они не верили в существование чистилища и отрицали идею о том, что священник может освятить вино и хлеб во время мессы. Впоследствии их нередко обвиняли в колдовстве.

Институт инквизиции достиг своего апогея в 1478 году, когда Фердинанд II Арагонский (1452-1516) и Изабелла Кастильская (1451-1504) с санкции папы Сикста IV (1414-1484) учредили «особый духовный суд» в Испании. Его возглавил личный исповедник королевы—монах-доминиканец Томас Торквемада (1420-1498), легендарный великий инквизитор, человек, разработавший специальный кодекс «священного трибунала».

ПАЛАЧИ И ЖЕРТВЫ

В соответствии с нормами упомянутого документа существовало несколько ступеней «дознания». Тех, кого подозревали в ереси, сначала просто раздевали догола и демонстрировали им инструменты, при помощи которых заговорил бы даже немой. Второй стадией была собственно пытка, длившаяся приблизительно полминуты — ровно столько, сколько потратит инквизитор на прочтение краткой молитвы «Две Мария». Третья ступень — истязания без учёта времени. Последняя фаза — ломание костей, конечностей, разрыв сухожилий и другие подобные действия. Сами понимаете, при таком подходе в ереси, колдовстве и вообще в чём угодно сознавались все.

жестокость инквизиции не имела границ
Изображение

Первоначально инквизиторам было запрещено пытать кого бы то ни было собственноручно. Они просто присутствовали при допросах «с пристрастием», выясняя интересующие их детали. Грязную работу за них выполняли светские палачи. Так было до 1252 года, когда папа Иннокентий IV (1195-1254) дал право членам «священного трибунала» лично истязать подозреваемых ради получения признательных показаний.

Позже наступила эпоха либерализации. Пытки применяли с условием, чтобы не проливалась кровь допрашиваемого, а также не было никакого неизлечимого повреждения конечностей. Смерть потенциального еретика или ведьмы тоже не поощрялась. Это, конечно, снова потребовало привлечения светских палачей — специалистов по таким методам ведения допроса.

Вода была наиболее предпочтительным инструментом для «выяснения истины» — она-то как раз и позволяла избежать кровопролития. В этой связи широко применяли один простой, но эффективный метод: в рот жертве вставляли лейку, после чего туда заливали воду. При обычном «дознании» 5 литров. При экстраординарном —10.

Инквизиция существовала не только в Европе — все испанские колонии в Новом Свете чувствовали на себе её тяжёлую длань. Уже упоминавшиеся выше Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская были решительными сторонниками идеи распространения католической веры во всём мире.

Когда Испания и Португалия были заняты колонизацией Америки, люди, подлежавшие суду «священного трибунала», нашли множество способов укрыться в Новом Свете. Многие из них обосновались в Лиме. К 1520 году последователи Торквемады добрались и туда.Сколько людей погибло от рук «ревнителей веры»? Этого не знает никто. Одни историки утверждают, что на тот свет были отправлены миллионы. Другие говорят о десятках тысяч.

ОРУДИЕ ПЫТОК «АИСТ».ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ ВЫЛА ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМАНА, ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПРИВОДИЛО К МЫШЕЧНОМУ СПАЗМУ В ОБЛАСТИ ЖИВОТА И АНУСА.ДАЛЕЕ СПАЗМ НАЧИНАЛ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ В РАЙОН ГРУДИ,ШЕИ, РУКИ НОГ.ПО ПРОШЕСТВИИ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ПРИВЯЗАННЫЙ К «АИСТУ»ПЕРЕХОДИЛ ОТ ПРОСТОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ МУЧЕНИЙ К СОСТОЯНИЮ ПОЛНОГО БЕЗУМИЯ. ЧАСТО,В ТО ВРЕМЯ КАК ЖЕРТВА МУЧИЛАСЬ В ЭТОЙ УЖАСНОЙ ПОЗИЦИИ,ЕЁ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПЫТАЛИ КАЛЕНЫМ ЖЕЛЕЗОМ И ДРУГИМИ СПОСОБАМИ. ЖЕЛЕЗНЫЕ ПУТЫ ВРЕЗАЛИСЬ В ПЛОТЬ ЖЕРТВЫ И СТАНОВИЛИСЬ ПРИЧИНОЙ ГАНГРЕНЫ,А ИНОГДА И СМЕРТИ
Изображение

Согласно документам, подготовленным Ватиканом, перед судом испанской инквизиции предстали 125 тысяч человек, и только около 1% из них лишились жизни. Около 25 тысяч жертв отправились на костёр в Германии по обвинению в колдовстве. Маленькое княжество Лихтенштейн представило свою печальную статистику: там по приговорам инквизиции были казнены лишь 300 «еретиков», однако в то время это составляло около 10% всего населения страны.

Последним человеком, арестованным «священным трибуналом» за отступление от официальной религиозной доктрины, оказался школьный учитель Каэтано Риполь. Он являлся сторонником деизма — учения, согласно которому Бог сотворил мир, после чего перестал влиять на происходящие в нём события. Совсем как некий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход. Естественно, его казнили—тогда очень редко применялись другие наказания.Случилось это 7 ноября 1783 года в Севилье. Испанская инквизиция, тем не менее, официально просуществовала ещё 50 лет.

ЗАКОН СУРОВ, НО...

Мысль о том, что посланники «священного трибунала», подобно ангелам смерти, внезапно появлялись на пороге любых домов и тут же отправляли несчастных в камеры для допросов, до сих пор внушает ужас. Однако в действительности это происходило несколько иначе.

Когда инквизиторы открывали своё представительство в том или ином регионе, первым делом они объявляли о том, чем собираются заниматься. До 1500 года они публично зачитывали так называемый «указ благодати», затем — «указ веры». Смысл этих документов был приблизительно одинаков, но в них ясно говорилось о преследуемых ими целях.

Членам городской общины давали срок от двух недель до нескольких месяцев, прежде чем «особый духовный суд» приступал к работе. Любому еретику предлагали явиться туда добровольно и признать себя виновным. Потом они начинали вызывать подозреваемых и задавать им всевозможные вопросы. Чтобы у кого-то начались серьёзные проблемы, было достаточно одного свидетельства против этого человека, полученного священником во время исповеди.

Считается, что огромное количество обвинений стало результатом навета соседей или тех людей, которые таким нехитрым способом стремились избавиться от конкурентов или завладеть чужим имуществом.Доносы собирали и оценивали, после чего «ангелы смерти» стучались в двери. Но это никогда не было неожиданностью.

ТОМАС ТОРКВЕМАДА.ДОПРОС В СВЯЩЕННОМ ТРИБУНАЛЕ
Изображение

Вопреки распространённому заблуждению, «священный трибунал» не мог заниматься иноверцами до тех пор, пока те не становились «добрыми католиками». Испанская инквизиция преследовала многие
группы населения: еретиков, колдунов, ведьм, но более других марранов — крещёных евреев — и морисков — мусульман, принявших христианство. Основания всегда находили. К примеру, первые из новообращённых (исп. — конверсос), как иудеи, не употребляли свинину и меняли бельё в субботу, вторые ели кус-кус — национальное блюдо жителей Магриба. Как правило, таких «нарушителей» сразу сжигали на костре.

INDEX LIBRORUM PROHIBITORUM

Тем не менее, по сути, пытки и смерть никогда не являлись целью инквизиции. В первую очередь она искореняла еретические настроения. Причём отслеживалось не только то, что люди делают, но и то, что они читают. В результате появился Индекс запрещённых книг. Первый его список был составлен папой Павлом IV (1476-1559) В течение следующих четырёх веков указанный перечень постоянно обновлялся и дорабатывался.

По мере распространения множества несанкционированных религиозных текстов в Индекс вносилось огромное количество литературных произведений. Среди них работы Александра Дюма, Виктора Гюго, Даниэля Дефо и Джонатана Свифта. Работы большинства европейских философов — Декарта, Милля, Канта, Сартра и других — также попали под запрет. Только в 1966 году (!) «Священная конгрегация» перестала публиковать и обновлять этот список. Хотя Ватикан и по сей день утверждает, что высокоморальные верующие обязаны продолжать использовать его в качестве важного жизненного ориентира.

НЕ БЕЗ КУРЬЁЗОВ

В 1486 год монахом-доминиканцем Генрихом Крамером, более известным под псевдонимом Инститор, был написан знаменитый «Молот ведьм» — трактат по демонологии. Его соавтором стал декан Кёльнского университета, инквизитор Якоб Шпренгер.Объёмный труд маститых специалистов обучал читателей способам обнаружения ведьм и процедурам доказательства их виновности. Таковых оказалось великое множество. Приведём самый яркий из них. «Обвиняемую в колдовстве следует связать и бросить в реку. Если она утонет, знайте: несчастная была верной дочерью церкви». Комментарии излишни.

Во времена инквизиции «за связь с дьяволом» не судили женщин, которые весили более 50 кг. Считалось, что именно это максимальная грузоподъёмность метлы. Таким образом, комплекция предполагаемой ведьмы представляла весьма важное свидетельство в пользу её виновности. Тощим явно не везло.

Однажды во время торжественной мессы Антонио Вивальди (1678-1741) пришла в голову интересная мелодия. Она настолько захватила его, что молодой композитор и по совместительству священник не стал дожидаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице запечатлеть на бумаге новую тему.

Естественно, подобное поведение не осталось без внимания церковного руководства. Ещё бы! Речь шла о вопиющем нарушении церковного устава. За расследование инцидента взялась инквизиция.

Всё могло кончиться довольно плачевно, но Вивальди спасло то, что он был музыкантом. А это в глазах преследователей было синонимом слова «сумасшедший». Закончилось это тем, что ему запретили впредь служить мессу.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

Известны ли истории люди, которые могли противостоять инквизиции? Да. Такие случаи единичны, но всё же...

Процесс против Марии де Касалья начался в 1526 году. После восьми лет тюрьмы, бесконечных допросов и пыток её обвинили в приверженности протестантизму, отрицании авторитета канонизированных церковью святых и утверждениях, что секс — более религиозный опыт, чем молитва.

Однако Мария ни в чём не призналась и оправдывалась, опираясь на положения католических догматов. В конце концов суд не смог найти против неё каких-либо, конкретных доказательств. Она заплатила небольшой штраф и была освобождена от преследования.

К середине XVI века всё неожиданно пошло на спад. Сначала сменилась «вывеска». В 1542 году «Великую римскую инквизицию» переименовали в «Конгрегацию священной канцелярии».Веком позже она превратилась в высшую богословскую инстанцию, заключения которой по вопросам веры и канонических действий, впрочем, являлись обязательными для всей католической церкви.

В конце XVIII — начале XIX веков локальные следственно-розыскные церковные учреждения стали упразднять в отдельных странах. Во Франции её запретил Наполеон, а в Латинской Америке она исчезла во время войны за независимость испанских колоний 1810-1826 гг.

С 1908 года некогда грозный «трибунал» назвали «Конгрегацией вероучения». Основные функции остались неизменными и по сию пору. Только вот незадача: на костёр уже никого отправить нельзя. Кстати, нынешний папа Франциск I (род. 1936 г.) в течение четверти века был великим инквизитором, то есть возглавлял эту самую «конгрегацию». Интересно, не так ли?



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История инквизиции.
СообщениеДобавлено: 12 окт 2015, 05:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2015, 04:51
Сообщений: 23
Откуда: Москва
очень интересно, спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История инквизиции
СообщениеДобавлено: 25 окт 2017, 16:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2017, 10:30
Сообщений: 72
Откуда: Russ
История интересная, но все испортило то, что потом автор начал про бога демагогию разводить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC - 12 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
.
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Игорь Иванов