{форум}
МОСКВА ФОРУМ
Текущее время: 16 окт 2018, 21:29

Часовой пояс: UTC - 12 часов


Высота и ширина HTML таблицы, пример
Политика
$('#s1').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });
Экономика
$('#s2').cycle({fx: 'scrollDown',
sync: 0, delay: -2000});
Новости Москвы
$('#s3').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });

Правила форума


При копировании материалов форума активная ссылка обязательна.Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Храм Святой Софии.
СообщениеДобавлено: 06 дек 2012, 08:46 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 12 ноя 2012, 20:59
Сообщений: 183
На протяжении сотен лет это необычное здание оставалось самым большим христианским храмом в мире. Все, кто попадал в него, удивлялись простору его помещений и той невероятной легкости, с которой парил над великолепием стен гигантский купол. В настоящее время по своим размерам храм Святой Софии находится всего лишь на четвертом месте после собора Святого Петра в Риме, Кафедрального собора в Севилье и Миланского собора. Однако это отнюдь не умаляет его величия, да и выпавшие на его долю испытания достойны того, чтобы храниться в памяти веков.
Изображение
История этого чуда света началась с того момента, когда император Константин Великий, основавший в 324 году новую столицу Римской империи — Константинополь, построил в новом городе небольшую церковь Святой Софии. На украшения Константин не поскупился, по его приказу мастера облицевали стены святилища мрамором редких сортов и мозаичными панно. В 360 году, его преемник — Констанций — освятил храм и заметно увеличил его, так, что современники стали называть его «великой церковью». Однако простояла она недолго, в 404 году невиданной силы пожар уничтожил ее почти полностью. Храм восстановил император Феодосий 2, но и его строение пало жертвой случайной искры.

Огонь, игравший роковую роль в судьбе святилища, еще раз явил свою мощь, когда в 532 году повстанцы, требующие низвергнуть царствовавшего тогда императора Юстиниана 1, подожгли несколько византийских зданий в Константинополе, среди которых оказалась и церковь. Положение Юстиниана с каждым дне осложнялось, и он уже готовился покинуть осажденный город, но ему на помощь пришли два преданных полководца со своими войсками. Восстание было подавлено. А чтобы память о победе осталась в сердцах людей навеки, на месте сгоревшей базилики Юстиниан приказал воздвигнуть храм. К середине VI века в Царьграде, а так именовали славяне Константинополь, уже насчитывалось около тридцати церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветным мрамором, однако Юстиниан возжелал, чтобы его творение превзошло величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире. Храм, по его мнению, призван был выражать величие империи.

Естественно для такого грандиозного проекта понадобились лучшие умы. В качестве главного архитектора пригласили Исидора из древнегреческого города Милет, долгое время преподававшего точные науки в Александрии, Египте, а затем и в Константинополе. Он слыл как способным архитектором, так и выдающимся математиком, и написал много трудов, среди которых особо следует отметить комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов. Кроме Исидора, над разработкой эскизов храма трудился грек Анфимий из города Траллы. Анфимий отлично знал механику, был, вдобавок, выдающимся изобретателем и ученым того времени. В частности, он написал обзор о системах зеркал, которые впоследствии найдут применение в строящемся Софийском соборе.

Самая главная проблема, которую архитекторам требовалось решить при строительстве храма Святой Софии, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором Юстинианом. Возвести сооружение почти стометровой длины, да еще перекрыть его тридцатидвухметровым куполом являло собой задачу практически неразрешимую. Но Исидор и Анфимий справились, более того, они разработали систему естественного освещения в храме, которая потрясает воображение даже современных инженеров-оптиков.

Древнегреческие архитекторы трудились два месяца, чтобы представить на бумаге проект храма. Как только Юстиниан одобрил их замысел, сразу же приступили к строительству, которое согласно византийским летописям продолжалось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней. Закладка храма состоялась 23 февраля 533 года. Под началом каждого архитектора состояло 100 мастеров-каменщиков, каждому из которых было дано в распоряжение по 10 работников. Таким образом, 10 000 работников трудились над возведением церкви.

Сам император курировал строительство, появляясь на стройке в простой одежде.

Он всем интересовался, посещал мастерские, расспрашивал рабочих о проблемах, с которыми им приходилось сталкиваться, другими словами, принимал самое непосредственное участие в работах.

Любопытно, что строительные материалы для храма были необычные в современном понимании. Так, например, известь замешивали на ячменной воде, а в цемент добавляли масло. Дно рвов, вырытых для закладки фундамента, залили особым бетоном, приобретшим впоследствии крепость железа. Из-за опасения пожаров Юстиниан практически полностью запретил использовать в строительстве дерево. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. Стены же возводили из особых кирпичей, сделанных из родосской глины. Их особенностью являлось то, что после просушки дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича.

Средства для строительства императорская казна выделяла щедро. В Царьград свозились драгоценности, взятые из развалин языческих храмов, терм, портиков, дворцов Азии, Греции, Италии.
Эфесский претор прислал восемь колонн зеленого с черными пятнами мрамора, взятых из храма Дианы. Римская знатная госпожа Марция пожертвовала восемь изящных порфировых колонн из храма Солнца в Баальбеке. Белый с розовыми жилками мрамор доставили из Фригии, зеленый мрамор из Лаконии, голубой — из Ливии, красный гранит из Египта, порфир с дельты Нила. Юстиниан собирался было покрыть стены храма сверху донизу золотом, но потом передумал. Мудрецы не советовали искушать будущих правителей, которые, стремясь к наживе, непременно разрушат святилище. Если же здание украсить камнем, — оно будет стоять вечно.

В результате усилий зодчих и рабочих здание храма получилось поистине огромным. В плане оно представляет собой удлиненный четырехугольник длиной 81 м и шириной 72 м, разделенный на три части колоннами и четырьмя огромными столбами, поддерживающими купол, который органично связан с внутренними архитектурными элементами посредством сводов и полукуполов. Этот купол, про сути, и принес зданию всемирную славу, возведя его в ранг чудес света. Будучи почти 33 м в диаметре и имея высоту свыше 55 м, он, тем не менее, не казался массивным. Более того, у всякого смотрящего складывалось впечатление, будто купол не лежал на каменной кладке, а свисал с неба. Такое впечатление достигалось благодаря прорезанным по его периферии окнам. Проемы и промежутки между ними были так рассчитаны, что солнечный свет, проникая внутрь, как бы отделял тенью огромный свод от поддерживающих его стен, и создавалось полное впечатление, будто он парит в воздухе. Когда же наступала ночь, на место солнечному свету приходил свет от луны, сохраняя удивительный эффект. Сам же купол изнутри был покрыт мозаикой из чистого золота с крестом посредине.

Надо сказать, что строительство храма Софии почти разорило жителей города. Даже чиновники не получали жалованье, ведь стоимость постройки составила три годовых дохода Византийской империи. Поэтому все вздохнули с облегчением, когда самая пышная византийская церковь наконец-то предстала во всей красе. 27 декабря 537 года храм был освящен, и праздничные гуляния по этому поводу продолжались две недели. Говорят, император воскликнул на торжественной церемонии: «О, Соломон! Я превзошел тебя!», сравнивая свое творение с легендарным Храмом Соломона в Иерусалиме.

И действительно, такого великолепия в Византийской империи еще никто не видел. Престол храма Софии был не просто золотым, а с вкраплениями драгоценных камней и жемчуга, а украшенный рельефными изображениями святых иконостас поддерживали 12 золотых колонн. Из золота были все священные принадлежности и атрибуты церемониала. Шесть тысяч канделябров в виде громадных гроздей украшали стены, а в разных местах собора были расставлены массивные подсвечники, весом в 45 кг и также из чистого золота.

Впечатление необыкновенной легкости и пространственности интерьера создавалось за счет мозаичных картин натемы Священного Писания, покрывающих внутренние поверхности сводов и арок, а также верхнюю часть стен первого этажа и стены галерей. Мозаикой также были выложены располагающиеся в разных местах портреты императоров и патриархов. В святилище вели врата из слоновой кости, янтаря и кедрового дерева с наличниками из позолоченного серебра. Но прежде, чем проследовать во внутреннюю его часть, следовало зайти в притвор и омыть ноги в яшмовом бассейне со скульптурами львов, извергавших воду. Самое же главное место храма располагалось справа от алтаря, где выложенная цветным камнем отметка указывала на Центр Мироздания. Именно на этом месте короновали императоров Византии.

К сожалению, все это великолепие не сохранилось до нашего времени. Причиной тому стали природные катастрофы, случайные пожары и людская алчность. Первое же землетрясение в августе 553 года привело к обрушению части купола. Восстанавливал его Исидор, внук (а по другим источникам — племянник) архитектора Исидора. Исидор-младший приподнял купол на 9 м, отчего тот потерял восхищавшую всех легкость.

В 859 году собор опять серьезно пострадал от сильного пожара, а в 986 году купол обвалился вторично. Реконструировал его архитектор Тридат из Армении. Именно его творение сейчас и венчает храм Святой Софии.

Конечно же, в древние времена каждый новый правитель Византии пытался если не усовершенствовать главное святилище страны, то хотя бы поддерживать его в надлежащем состоянии.Как бы там ни было, но это строение имело огромное значение в жизнедеятельности Византийской империи: именно в нем венчали на престол новых императоров и проводили самые важные и ответственные богослужения. Чтобы понять всю значимость Святой Софии для христианского мира, достаточно привести всего один факт: именно здесь одно время хранилась плащаница Иисуса Христа.

В 1054 году в стенах Святой Софии произошло одно очень неоднозначное для христианского мира событие — раскол христианского единства. Так, 16 июля папский легат кардинал Гумберт вручил «отлучительную грамоту» константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию, что впоследствии привело к разделению церквей, а день 16 июля вошел в историю как дата официального раскола православной и католической церквей. Стоит ли говорить, что это событие вызвало целую серию крестовых походов, развязанных католиками против Византии.

В 1204 году с благословения римского папы Иннокентия 3 «благочестивое» крестоносное воинство (IV крестовый поход) вместо борьбы с «неверными» за освобождение Иерусалима и гроба Господня свернуло к Константинополю. Алчных и жестоких рыцарей прежде всего интересовала добыча. В Западной Европе хорошо знали о сказочно богатой Византийской империи. И вот город-крепость под натиском многочисленного войска крестоносцев пала. Пожары и грабежи приобрели чудовищные размеры. Крестоносцы уничтожали произведения искусства, не представляя себе их неизмеримой художественной ценности, разорены сотни церквей. Грабежу подвергся храм Святой Софии. Именно тогда из него вывезли Туринскую плащаницу.

Поворотным моментом в судьбе храма, впрочем, как и всего Константинополя, стало завоевание города султаном Мехмедом II в 1453 году. Он во главе 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Однако император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи — 14 тысяч бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, но так как силы были неравны, все до одного пали смертью храбрых. Турки прибрали город к рукам, и христианский храм стал мечетью Айя-София. Вскоре к нему пристроили султанскую усыпальницу, а углы украсили четырьмя минаретами. Поскольку мусульманская традиция запрещала фигуративные изображения, замечательные настенные росписи и мозаики закрасили, а некоторые и вовсе сбили. На сегодняшний день уцелела их незначительная часть. Когда в 1931 году Айя-Софию закрыли на четыре года, под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили некоторые древние фрески и мозаики. Часть из них удалось восстановить, и сегодня их можно увидеть на своих изначальных местах.

Существует легенда, согласно которой в день штурма Константинополя турецкими войсками в церкви скрывались 10 ООО верующих. Когда турки ворвались в храм, священник, продолжая читать молитву и держа в руках чашу со святыми дарами, направился к боковому нефу. Мечи уже готовы были поразить его, как неожиданно стена раскрылась, и священник исчез в ней. Предание утверждает, будто священник в своем укрытии продолжает читать молитву, и когда Святая София вновь станет христианской, он вернется к алтарю, чтобы продолжить службу.
И, что интересно, когда в 1850-х годах в храме проводилась реконструкция, у бокового нефа действительно обнаружили малоприметную, практически сливающуюся со стеной дверцу. Судя по всему, последние 400 лет ею никто не пользовался. Дверь вскрыли. За ней оказалась крохотная часовня и уходящая куда-то вниз лестница.

Пока Османская империя вела бесконечные войны, о состоянии святыни двух религий как-то позабыли. Так что к середине XIX столетия собор находился под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью. В 1935 году по распоряжению президента Турции Кемаля Ата-тюрка Святая София распахнула свои двери как национальный музей. С тех пор наследие османцев сохраняется в комплексе в той же степени, что и византийцев. В настоящее время на стенах храма можно видеть как изображения Иисуса Христа и Богоматери, так и цитаты из Корана.

Сейчас уже мало кого волнует вопрос: смог ли превзойти великого Соломона византийский император Юстиниан, построивший великолепную Софию? Гораздо важнее другое — этот рукотворный памятник стал значимой вехой в развитии сразу двух религий и бесспорно достоин важного места в мировом культурном наследии.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC - 12 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
.
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Игорь Иванов