{форум}
МОСКВА ФОРУМ
Текущее время: 21 сен 2019, 22:00

Часовой пояс: UTC - 12 часов


Высота и ширина HTML таблицы, пример
Политика
$('#s1').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });
Экономика
$('#s2').cycle({fx: 'scrollDown',
sync: 0, delay: -2000});
Новости Москвы
$('#s3').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });

Правила форума


При копировании материалов форума активная ссылка обязательна.Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Храм Софии Киевской.
СообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 03:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 10:03
Сообщений: 478
Вот уже десять веков храм Софии является символом Киева.И через какие бы ворота не вошел в город путник, его взору открывался величественный Софийский собор, Как гласит легенда, Богоматерь-Оранта, изображенная на его куполе, охраняет город, и стоять Киев будет до тех пор, пока стоит София Киевская.

В летописях указано, что деревянную церковь святой Софии, еще до крещения Руси построила княгиня Ольга, первой принявшая христианство и после смерти канонизированная как первая русская святая. Но деревянный храм сгорел, и позже вместо него был выстроен каменный. Однако точную дату его строительства затрудняются назвать даже историки, более того, в последнее время она стала предметом ожесточенного спора: если верить «Повести временных лет», строительство Софии началось в 1037 году, а Новгородская летопись утверждает, что возводить собор начав 1017 году. И оба источника сходятся на том, что появился храм при Ярославе Мудром, в том месте, где были разбиты печенеги. Однако последние исследования заставили пересмотреть дату собора — похоже, что «автором» идеи был все-таки Владимир Святославич, который, собственно, и ввел христианство на Руси, а закладка здания состоялась 4 ноября 1011 года. Такую «подсказку» ученые получили после исследования граффити на стенах собора. Скорее всего, после смерти отца Ярослав, который находился с ним далеко не в лучших отношениях, приказал изменить дату закладки Софии. И это весьма похоже на правду — ведь Титмар Мерзебургский еще в 1017 — 1018 годах упоминает собор, как действующую митрополичью резиденцию. Что поделать, конъюнктура и политический пиар существовали во все времена... А вот завершили строительство и освятили храм уже при Ярославе — 11 мая 1018 года, и эту датировку ЮНЕСКО признала наиболее корректной.

По версии историков, собор был построен по образцу главного храма в Константинополе, посвященного Богоматери-Оранте, ее олицетворяла София — воплощенная мудрость, которой поклонялись византийцы. Кстати говоря, Богоматерь молящаяся, с простертыми над верующими руками, без младенца Христа, как в Софийском соборе, встречается редко. В основном Марию изображали с божественным сыном на руках.

Софийский собор стал самым большим храмом на Руси. Перед строителями была поставлена задача: возвести главный храм, где можно было бы проводить торжественные церемонии. Вероятнее всего, строили церковь зодчие-греки, прибывшие из Константинополя, так как собор построен в византийском стиле, правда, с некоторыми особенностями.

Впрочем, теперь есть факты, которые доказывают, что в древности собор имел не совсем такой вид, как мы привыкли считать.

Первое впечатление, которое испытывали входящие в храм, было удивление — величественное и монументальное здание внутри имело низкие давящие потолка и узкие нефы, множество колонн загромождали центральное пространство, создавали ощущение тесноты, и только где-то впереди брезжил слабый луч света, падавший сверху. Двигаясь по направлению к нему, люди вдруг оказывались в алтарной части храма, светлой и радостной, где яркие солнечные лучи, проходящие через огромные окна центрального купола, освещали неземной красоты мозаичные панно и фрески. Ощущение тесноты в нижней части собора создавалось расположенными наверху огромными хорами, которые были предназначены для княжеской семьи и свиты. Туда вели две лестницы — по северной на хоры поднимались женщины, по южной мужчины. Полы в соборе были украшены мозаикой и отделаны керамической плиткой, но до наших дней она практически не сохранилась, и позже их выложили железными плитами, на которых и сегодня можно увидеть мусульманскую символику — полумесяц.

В Софийском соборе хранились распятие, которое княгиня Ольга привезла из Константинополя, шапка-венец, подаренная Владимиру Мономаху византийским императором, и части святых мощей великомученицы Варвары и Владимира Святого. Богатый храм не раз подвергался разрушениям, его грабили не только татары, но и свои. В 1169 году во время междоусобных войн при нападении на Киев Андрея Боголюбского собор был основательно разорен, в 1180 году разразился сильный пожар, который едва не уничтожил древнерусскую святыню, а в 1240 году орды хана Батыя разграбили его буквально до голых стен. С этого времени собор стал постепенно разрушаться, впрочем, вся страна переживала не лучшие времена, и почти десять лет Русь существовала вообще без митрополита. В XVI веке Софийский собор прибрали к рукам греко-католики, но в начале XVII века киевский митрополит Петр Могила вернул собор православным верующим и основал здесь мужской монастырь. Он пригласил итальянского архитектора Манчини, которому поручил работы по восстановлению святыни. Кстати, во время реставрации при Петре Могиле над аркой центрального купола была сделана надпись: «Изволением Божьим нача показаться сей Премудрости Божия храм в лето 1011», что подтверждает: начало строительства Софии было положено именно при Владимире Великом. В 1768 году монастырь был упразднен, а собор переименован в кафедральный. Иностранные послы и гости, прибывавшие в Киев, были в восторге: о Софии Киевской с восхищением упоминали Эрих Ласота фон Штеблау — посол Рудольфа Габсбурга, французский инженер-картограф Гийом Левассер де Боплан, Павел Алеппский — секретарь антиохийского патриарха Макария III. Позже под стенами собора утверждались все решения Переяславской Рады.

Несмотря на все междоусобные войны и золотоордынские набеги, внутри храма сохранились фрески XI века, и даже граффити — более 300 нацарапанных на стенах надписей, которые повествуют о правителях, политике и истории того периода, здесь можно увидеть даже строки из молитв. Одну из стен собственноручно «замарал» один из князей — Брячеслав. Вот, например, сообщение о том, что княгиня Всеволожичей приобрела землю Баянову, а десятую часть денег от сделки пожертвовала собору. Что интересно, не все граффити здесь религиозного, духовного содержания, многие носят и весьма легкомысленный, даже фривольный характер. Вот кто-то с отчаянием увековечил свои раскаянные каракули: «Блуд створил в свят день», есть и прямые ябеды на соседа: «Козьма, тать, украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!». А нескромную запись: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то» кто-то старательно зачеркивал, возможно, это был сам остряк-автор. Хотя царапание стен в храмах было запрещено, прихожане не особо обращали на это внимание и карябали штукатурку в свое удовольствие, а священникам оставалось только смиренно соскребать их откровения. А так как работа эта была неблагодарной и каторжной, они старались уничтожать только те надписи, которые носили откровенно неприличный характер. Теперь благодаря этим граффити можно немного представить жизнь на Руси в то время.

Древние художники не просто составляли картины из разноцветных кусочков стекла, они учитывали многие факторы, даже угол падения лучей света, чтобы мозаика играла и светилась. Для того чтобы добиться золотого свечения фона на мозаичных картинах, мастера покрывали полупрозрачные стеклянные кубики тончайшими кусочками золота. Палитра софийской смальты насчитывает 170 оттенков, и ее называли «мерцающей живописью». На куполе храма диаметром 4,1 метра в технике мозаики выложены изображения Богоматери-Оранты высотой 5,5 метра и Христа-Пантократора (Вседержителя). Вокруг Христа расположены фигуры архангелов, из которых сохранился только один, выложенный мозаикой, остальные были дописаны масляными красками Михаилом Врубелем в 1884 году.

В XVIII столетии под слоем позднейших росписей были найдёны фрески XI века. Это вызвало огромный интерес у самого русского императора Николая I и по его приказу в соборе были очищены все древние изображения. На стенах башен можно было увидеть росписи с сюжетами из повседневной жизни княжеского двора: охота не медведя, схватки, пляски, игра на музыкальных инструментах. Сохранилась и самая, пожалуй, известная фреска — это портрет семьи Ярослава Мудрого. Во Владимирском нефе собора находилась беломраморная усыпальница, в которой стояли саркофаги Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ингигерды и других членов княжеской семьи, однако мы можем увидеть только саркофаг Ярослава размерами 2,36 х 1,22 метра. Всего на территории собора, по предположениям историков, было более ста захоронений.

Еще до революции под Софийским собором были обнаружены подземелья, однако начавшиеся раскопки в 1916 году почему-то неожиданно и быстро были свернуты. Предполагают, что в то неспокойное предреволюционное время многие из тех, кто имел отношение к раскопкам, занялись кладоискательством самостоятельно, и ученые мужи почли за лучшее раскопки временно прекратить. До лучших времен. Тем более, что надеялись они найти там пропавшую библиотеку Ярослава Мудрого. Однако до сих пор раскопки под стенами собора не возобновили. Во-первых, храм и так находится не в лучшем состоянии из-за бесконечного строительства, которое проводится поблизости, а во-вторых, в ученых кругах нет единого мнения на счет того, где именно может находиться бесценная княжеская библиотека. Если верить древним источникам, ее, кроме Софийского собора, можно искать и в подземельях Киево-Печерской лавры, и в Выдубицком монастыре. Сегодня неизвестно не только о местонахождении этой сокровищницы мысли, но даже и том, сколько же томов в ней было.

По заказу знаменитого гетмана Мазепы, нравственный облик которого вызывает ныне столько споров, была построена семидесятишестиметровая софийская колокольня. До сих пор звучит колокол, выполненный по заказу гетмана, по традиции, он носит имя своего создателя — «Мазепа». Вес колокола 13 тонн, высота 1,25 метра, он украшен богатым орнаментом, а посредине его отлит гетманский герб. У стен именно этой колокольни в 1709 году киевляне встречали Петра I после Полтавской битвы. Тогда Софийскую колокольню называли Триумфальной. Справедливо будет упомянуть, что частично Мазепа оплатил и капитальный ремонт собора.

В XX веке вскоре после революции власти не долго решали судьбу исторической святыни, — приговор был обычный: сравнять с землей, так же, как снесли Михайловский собор Киева.Софию Киевскую могла постичь участь Успенского собора Киево-Печерской лавры. Спасли Софийский собор французы — они отлично помнили, что их королева Анна, жена Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, который считался основателем Софии Киевской. Атак как галлы привыкли уважать свое прошлое, они прозрачно намекнули советскому правительству, что разрушение святыни чревато не только международным скандалом, но и ухудшением международного имиджа молодой страны.

Однако это были не все злоключения Софийского собора в то смутное время, большевики едва не переплавили колокола и серебряные Царские врата иконостаса — ажурную решетку с изображениями святых, изготовленную в 1747 году. От них уцелело только 11 фрагментов, врата пришлось восстанавливать, на это ушло 104 килограмма серебра, зато сегодня их можно увидеть во всей красе. Чтобы сохранить бесценные фрески, росписи стен и мозаику, богослужения в соборе теперь не проводят, исключением является только единственный праздник в году — День независимости Украины.

В 2009 году в очередной раз для изучения останков был открыт саркофаг Ярослава Мудрого. Ученые были поражены: обнаруженные внутри кости не принадлежали русскому князю, более того, они принадлежали разным людям, в частности, женщине, которая жила 900 лет назад, однако это не была жена Ярослава княгиня Ирина-Ингигерда. Куда делись мощи великого князя, для историков было загадкой. Кости сложили обратно в саркофаг, положили туда же акты об экспертизе и... запечатали его. По-видимому, надолго. Дело в том, что анализ ДНК по настолько древним костям в нашей стране невозможен, и коллеги из Германии предложили сделать такой анализ у себя в стране бесплатно, но только при условии, если гипотетически среди останков имеются кости Ярослава Мудрого. Однако у наших ученых такой уверенности не было, поэтому немцы от экспертизы отказались.

И тут сотрудники заповедника вспомнили, что в 1939 году саркофаг с останками Ярослава Мудрого вскрывали, чтобы отправить их для изучения в Ленинград, в антропологическую лабораторию профессора Герасимова. Тогда сотрудниками лаборатории было установлено, что они принадлежали человеку, который умер в семидесятилетием возрасте и хромал на правую ногу — именно так летописи описывали Ярослава. Когда же началась война, кости были отправлены назад, в Киев.

Покопавшись в наших и зарубежных архивах, ученые выяснили, что в 1943 году останки вместе с иконой Николая Святителя (Николая Мокрого), первой чудотворной иконой Руси, были вывезены неким украинцем, полковником немецкой жандармерии, вслед за отступавшими фашистами в Польшу, где были переданы архиепископу УПЦ Палладию. Через Польшу и Германию их следы вели в Америку, в церковь Святой Троицы, находящуюся в нью-йоркском Бруклине. Именно там спустя много лет и была найдена икона Николая, которую вместе с останками Ярослава вывезли за границу, а вот кости князя обнаружить пока не удалось. А американская сторона, увы, делает вид, что ничего знать не знает, ведать не ведает..,

В 1990 году Софийский собор Киева был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, строительство, которое ведется рядом, способствует разрушению собора, вредят ему и салюты, проводимые неподалеку — на Владимирской горке и площади Независимости. Из-за этого София рискует попасть в «черный список ЮНЕСКО», куда вносят те объекты, которым грозит разрушение, и сохранности которых не уделяется должное внимание. Однако хочется надеяться, что ученым и жителям страны удастся сберечь украинскую святыню для будущих поколений, ведь, как утверждает легенда, от её сохранности зависит жизнь Киева.
Изображение



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Храм Софии Киевской
СообщениеДобавлено: 19 окт 2017, 22:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2017, 10:30
Сообщений: 72
Откуда: Russ
А между тем Александро-Невским храм строится. Если кто помнит, что было весной, есть с чем сравнивать.
Не очень удачные ракурсы. Может, у кого-то есть лучше?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC - 12 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
.
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Игорь Иванов