{форум}
МОСКВА ФОРУМ
Текущее время: 19 июл 2019, 00:41

Часовой пояс: UTC - 12 часов


Высота и ширина HTML таблицы, пример
Политика
$('#s1').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });
Экономика
$('#s2').cycle({fx: 'scrollDown',
sync: 0, delay: -2000});
Новости Москвы
$('#s3').cycle({fx: 'scrollLeft',
sync:0, delay: -4000 });

Правила форума


При копировании материалов форума активная ссылка обязательна.Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Виллем Баренц.
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 09:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 09:48
Сообщений: 2711
Известный голландский мореплаватель Виллем Баренц родился в середине 16 века на острове Тер-Шиллинг, расположенном к северу от Голландии.
Этот небольшой островок из множества таких же, как он, разбросанных по акватории Северного моря, отличался только старым маяком, построенным два века назад. Жители Тер-Шиллинга промышляли рыболовством и отец будущего исследователя северных полярных районов, вероятнее всего, тоже был рыбаком. А так как Виллем к роду принадлежал незнатному, то фамилии не имел и звался Виллем Барентсон (сын Барента).

История не сохранила для потомков никаких сведений о семье и детских годах Виллема. Известно лишь, что уже зрелым человеком он перебрался в Амстердам, где поступил учеником в картографическую школу к знаменитому в те времена математику и географу Петру Планцию, славившемуся ещё и своими познаниями в астрономии и мореходном искусстве.
Изображение
Вскоре, набравшись опыта, Виллем вместе с наставником совершил плавание в Испанию Италию,итогом которого явился составленный ими Средиземного моря. Очевидно, наш герой был старательным учеником, так как после этого похода ему вручили диплом штурмана. Ныне этот документ хранится в амстердамском Морском музее.

Здесь уместно будет сделать небольшое отступление и напомнить, что мысль отыскать Северный морской путь на Дальний Восток, чем, собственно, Баренц и прославился, возникла под давлением экономических причин. В XVI веке за Испанией и Португалией фактически установилось монопольное право пользования южными морскими путями в Китай и Индию, и, таким образом, выгоду из морской торговли с Дальним Востоком извлекали только два этих государства, в то время обладавшие наиболее могущественным флотом. От монополии испанцев и португальцев, прежде всего, страдали такие сильные морские державы, как Англия и Голландия. Поэтому не удивительно, что их правительства питали живейший интерес к отысканию такого морского пути в Китай, который огибал бы Евразию не с юга, а с севера.

В 1594 году по инициативе купца из города Миддельбург Балтазара Мушерона географы разработали план арктической экспедиции к странам Востока. Средства для нее выделили Генеральные штаты (именно так назывался в те времена парламент в Голландии). Они же снарядили для экспедиции два корабля под началом Брандта Тетгалеса и Корнелиуса Ная. Чуть позже горд Амстердам предоставил корабль «Меркурий» и небольшую шхуну, командование которыми было поручено Баренцу. Предполагалось, что три корабля отправятся из Карского моря в разных направлениях, отыскивая проход среди арктических льдов. Любопытно, что нашего героя в его плавании на север сопровождала книга «История Китая»: ведь он тоже верил, что путь в эту страну пролегает через околополюсный район.

Итак, 6 июня 1594 года экспедиция отчалила от острова Текселя и уже через 18 дней достигла острова Кильдин, расположенного вблизи Кольского залива. Близ устья Колы флотилия разделилась; два корабля пошли к проливу Югорский Шар, но, дойдя до полуострова Ямал, повернули назад. Корабль Баренца и шхуна направились на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли. В конце июля Баренц добрался до северной оконечности этого острова, а 31 июля открыл Оранские острова, за которыми простирался новый бескрайний океан с дрейфовавшими льдами.

Плавание оказалось тяжелым, продовольствие подходило к концу, команда обессилила и требовала возвращения домой. Баренцу ничего не оставалось, как согласиться с экипажем. Все же возвращались голландцы с радостной вестью, предполагая, что между побережьем Карского моря и крайней восточной точкой материка лежат тысячи километров СевероВосточного пути.

Надо заметить, что «Меркурий» был самым маленьким кораблем в этой экспедиции, однако ему удалось дальше всех зайти на север. На берегу одного из островов моряки увидели белого медведя. До того времени европейцы об этих животных ничего не знали, поскольку они живут уж очень далеко на севере. Необычного зверя застрелили из мушкета, подняли на борт и, произведя осмотр, нашли явные сходства с обычным медведем. Таким образом, основными трофеями первой северной экспедиции стали шкура диковинного существа, которую с большими предосторожностями доставили в Голландию, и нескблько открытых остро- вов. Тот, на котором произошла встреча с белым медведем,Баренц,назвал Медвежьим.

Несмотря на отрицательный результат, на родине мореплавателей встретили с большим воодушевлением. Почти сразу же Генеральные штаты во главе с принцем Морицем Оранским велели снарядить вторую экспедицию. На этот раз голландцы настолько уверовали в успех своего предприятия, что загрузили суда тюками с товаром, предназначенным для торговли с китайскими купцами, и увеличили флотилию до семи кораблей. Баренца назначили не только капитаном одного из них, но и главным штурманом экспедиции. На седьмое судно возлагалась особая миссия — оно должно было вернуться в Амстердам, чтобы доложить, что корабли вышли в чистую ото льдов воду.

Ровно через год вторая экспедиция, провожаемая орудийными залпами и восторженными криками горожан, отправилась в плавание. Планировалось проплыть между побережьем Сибири и островом Вайгач, через пролив Югорский Шар и Карское море дойти до Китая. Однако корабли добрались туда слишком поздно, когда узкий пролив был почти полностью подо льдом. Впрочем, нашего героя это не остановило, наоборот его подхлестывали слова местных поморов о том, что большая вода не имеет границ в той стороне, где встает Солнце. Виллем Баренц рвался вперед, несмотря на то, что люди в его команде начали болеть цингой, да и белые медведи оказались очень свирепыми животными. Несколько раз моряки подверглись жестоким атакам этих хищников. В течение месяца участники экспедиции ожидали улучшения ледовой обстановки в проливе, обследуя во время вынужденной стоянки остров Вайгач. В конце концов, адмирал флота Корнелиус Най собрал всех офицеров и заявил о своем намерении вернуться в родной порт. Все, кроме Баренца, согласились. Виллем предложил идти дальше и зимовать в устье реки Обь, а по весне пуститься далее на восток. Соотечественники к его словам не прислушались и повернули назад, не выполнив возложенных на них задач.

Естественно, после такого поворота дел правительство отказалось снаряжать экспедиции в северные широты за свой счет. Впрочем, правительство объявило: если кто захочет это сделать и найдет-таки северо-восточный путь, то в качестве первопроходца получит солидное вознаграждение.

Прошло совсем немного времени, и уже в мае 1596 года амстердамские предприниматели снарядили два корабля для поиска прохода в Азию. Одним из них командовал Ян Корнелисзон де Рийп, другим — Яков ван Хемскерк. На сей раз : упрямому, неблагоразумному и готовому идти на необоснованный риск — так охарактеризовал нашего героя адмирал Най Корнелиус — Виллему Баренцу не доверили управлять ни одним из судов. Возможно, купцы просто боялись потерять корабли. Они хорошо знали, что Баренц поставил себе целью открыть северо-восточный проход во что бы то ни стало и был готов скорее погибнуть, нежели вернуться, не достигнув поставленной перед собой цели. Однако моряки лучше знали мореплавателя и доверяли ему, так что фактическое руководство предприятия находилось все-таки в руках Баренца.

Третья экспедиция отправилась в путь 10 мая 1596 года. Путешественники полагали, что это время наиболее благоприятно для плавания. Вскоре после выхода экспедиция совершила важное географическое открытие — обнаружила архипелаг Шпицберген, что в переводе означает «горы с острыми пиками». Обследовав западную часть острова, флотилия продвинулась до 80-го градуса северной широты, но из-за скопления дрейфующих льдов вскоре была вынуждена вернуться к Медвежьему острову. Здесь между двумя капитанами и Баренцем произошла ссора, в результате чего экспедиция разделилась на две группы. Рийп повел свое судно на восток мимо Шпицбергена. Хемскерк же с Баренцем взяли привычный курс на Новую Землю.
В августе корабли Хемскерка и Баренца вышли в Карское море, где встретили непроходимый лед. Назад тоже пути не было. В течение нескольких дней, пытаясь выбраться из ледового плена, команда пилила, колола и рубила льдины, но это не помогло — в начале сентября 1596 года оба корабля оказались раздавлены льдами возле северовосточного берега Новой Земли. Выгрузив с судна две небольшие лодки, запасы продовольствия, снаряжение и инструменты, голландцы стали готовиться к зимовке в Ледяной Гавани, на северной оконечности Новой Земли. Это была первая в истории зимовка в высоких широтах Арктики.

Члены экспедиции не были подготовлены к подобному мероприятию. За отсутствием специального снаряжения им пришлось использовать подручные материалы и инструменты, оказавшиеся на борту. Из частей корабля моряки построили небольшой дом, крышей которому служил натянутый на раму парус, а трубой очага — бочка. Основные продукты и напитки штурман решил сразу разделить между членами команды и выдать каждому на всю зиму вперед во избежание бунтов изголодавшихся и полагаясь на их благоразумие. Как ни экономно жили голландцы, но запасы продовольствия быстро таяли, поэтому питаться приходилось в основном копченым и соленым мясом песцов. Шкуры убитых животных использовали для изготовления одежды и одеял. Время от времени приходилось отбивать нападения белых медведей, но и в этих тяжелых условиях голландцы не падали духом и даже пытались устроить себе некое подобие цивилизованной жизни: играли в подвижные и интеллектуальные игры, раз в неделю принимали ванну, для чего приспособили бочку, ну, и перечитывали книгу «История Китая», хотя в душе лелеяли мысль не попасть на Восток, а вернуться домой.
Изображение
А зима становилась все суровее. Плавник, используемый для топки печи, экономили и вскоре стали использовать только для того, чтобы огонь совсем не затух. От еженедельных ванн пришлось отказаться. Температура в избушке порой опускалась ниже нуля. Вдобавок ко всему путешественники стали страдать от цинги. Тем не менее, Баренц не унывал и пытался поддерживать в людях спокойствие и веру в успех их миссии.

Когда же пришла весна, и на горизонте появилось солнце, путешественники стали собираться в обратный путь. Вместо потерянных кораблей Виллем Баренц предложил использовать оставшиеся от них спасательные шлюпки. Но прежде, чем отправиться в дальний путь к материку, лодки следовало тщательно отремонтировать. К тому времени из команды первоначальной численностью 17 человек, осталось только 12 относительно здоровых и двое совсем обессиливших, в число которых входил и Баренц.

В середине июня 1597 года залатанные суденышки покинули злополучную гавань. Перед отплытием наш герой написал подробное повествование об их плавании и зимовке и оставил его там же, в Ледяной гавани, запечатав в мушкетную гильзу. По отплытии голландцы взяли курс на северо-восток и через несколько дней, придерживаясь проложенного Баренцем курса, достигли Оранских островов. Виллем, в молодости много сил и времени отдавший картографии, всю зиму во время вынужденной стоянки вычерчивал карту Новой Земли и прилегающей акватории, которая, кстати, считалась самой точной вплоть до XIX столетия.
Изображение
Несмотря на суровые арктические условия, голландцам сопутствовала удача, и они без промедлений продолжали путь домой, по дороге собирая для пропитания птичьи яйца. Однако, дойдя до западного моря, которое позднее получило имя Баренца, в районе Ледяного мыса, шлюпы оказались окружены ллотным льдом, и усталым людям показалось, что на сей раз им точно пришел конец. Но тут их неожиданно выручил Геррит де-Фер — корабельный врач и летописец плавания. Де-Фер перепрыгивая с льдины на льдину, закрепил канаты на одном из самых крупных торосов и вытянул лодки на лед. Ночевать решено было у разведенного из остатков древесины костра. На следующий день — 20 июля 1597 года — изможденные люди выбрались из своих спальных мешков и стали держать совет, как быть дальше. Только Виллем Баренц и матрос Клас Андрисон не торопились присоединиться к команде. Как оказалось, ночью они тихо скончались, не вынеся тягот путешествия.

Лишь к концу лета у южного острова Новой Земли голландцы встретили группу поморов, которая помогла им продуктами и теплой одеждой. Затем им опять пришлось преодолевать безлюдье заснеженных равнин, морскую гладь и полный штиль. Чтобы не потеряться в бескрайнем море, обессилевшим морякам пришлось, не останавливаясь, грести несколько дней подряд. И только случайно повстречавшийся по пути русский корабль спас их от голодной смерти, снабдив достаточным количеством рыбы.

В начале осени измотанные путешественники на своих утлых лодках добрались до Кольского полуострова. Каково же было их удивление, когда они узнали, что команда Яна Рийпа находится неподалеку. Выяснилось, что после того, как их корабли разошлись, Рийп совершил несколько маневров у Шпицбергена, но, опасаясь льдов, вернулся в Голландию. А в следующем, 1597 году вновь направился к северному Мурману для налаживания торговых связей с поморами. Так 1 ноября 1597 года на корабле Рийпа команда Баренца наконец-то вернулась домой.

Год спустя в свет вышел дневник де-Фера, повествующий о невероятных приключениях экспедиции Баренца. Однако чудеса мужества и стойкости духа, проявленные моряками в суровых условиях, где, по предположению, никто не может выжить, показались читателям слегка приукрашенными. Во всяком случае, долгое время историю эту считали выдумкой, пока не произошло одно событие.

Ледяная Гавань — место зимовки голландской экспедиции на Новой Земле, покинутое ею в июне 1597 года — не посещалась никем в течение 274 лет. В сентябре 1871 года туда пришел норвежский промышленник Эллинг Карлсен и обнаружил дом Баренца. По словам Карлсена, он остался в таком виде, как будто только вчера был построен. Внутри все оставалось на своих местах и точно в таком же виде, как было изображено на одном из рисунков в книге де-Фера. А в 1876 году, побывавший в этих местах английский спортсмен Гардинер, в дымовом отверстии дома обнаружил рукопись Баренца. Предпринимались также попытки найти могилу великого первопроходца. Однако успехом они не увенчались.


Изображение



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC - 12 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
.
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Игорь Иванов